Ламинатор и ламинирование |
Статьи о технологиях и оборудовании |
Ламинирование
Этот термин в английском языке laminate, означает покрытие листа бумаги защитным слоем пленки, так же называется этот процесс термином incapsulating, то есть заключение бумаги в защитный пленочный конверт при двустороннем ламинировании, и covering - при одностороннем. Среди отечественных полиграфистов еще в ходу термин "припрессовка", который, по сути, означает тот же процесс. Нюанс заключается в различных свойствах пленок, используемых для ламинирования. Таким образом, отечественная пленка, а также некоторые виды зарубежной, склеиваются с бумагой при высокой температуре и под давлением, отсюда и название "припрессовка", но этот способ используется все реже.
Еще большую роль ламинирование стало играть, когда во весь голос заявила о себе реклама и, в частности, ее составная часть - изготовление рекламных плакатов и щитов, постеров внутреннего и наружного использования. Именно после этого, ламинирование претерпевает качественные изменения, что было связано с появлением новых требований к уровню изображения в полиграфии. В свою очередь, это привело к появлению термочувствительных красок, бумаги и прочих материалов. Использование в ламинировании пленок, обрабатываемых при высокой температуре и повышенном давлении, стало невозможным.
В середине 70-х годов в области органической химии и производства полимерных материалов было сделано несколько открытий, ознаменовавших новый период в производстве пленки для ламинирования. Она начала "приклеиваться" при обычной давлении и температуре, стала многослойной и более технологичной в применении. У нее появился низкотемпературный нижний амидный слой, а в составе начал использоваться полиэстер. В настоящее время, область применения ламинирования огромна. Это полиграфия, дизайнерско-оформительские работы, изготовление рекламной продукции внутреннего и наружного использования, защита документов от непреднамеренной порчи и подделки, изготовление удостоверений, пропусков, визиток и т.д.
Особую роль играет сохранение эстетических свойств ламинируемой бумаги, для чего используется специальная пленка. На сегодняшний день существует более 100 разновидностей пленок...
Одно из основных отличий пленок друг от друга - их разнообразие по толщине: от 25 до 355 мкн. В полиграфии чаще всего применяются тонкие - от 25 до 32 мкн, реже 50-75 мкн. Для защиты документов лучше всего подходит пленка толщиной 100-150 мкн, а в рекламных изделиях обычно используют пленки (200-150 мкн). Исходя из опыта общения с фотографами, которые уже используют ламинационную пленку в своей работе, можно сказать, что больше всего их привлекают пленки средней толщины - 125-175 мкн.
Самая распространенная - обычная глянцевая пленка, находящая применение буквально во всех областях. Полиграфисты часто ламинируют оригиналы пленкой с матовой поверхностью, убирающей лишние блики и придающей более дорогой престижный вид печатной продукции. Производители крупноформатной (особенно наружной) рекламы, кроме матовой, применяют и пленки с другой текстурой: лен, холст, песок, зерно. Очень интересна текстура пленки "кожа" для "элитной полиграфии", сувенирной и подарочной продукции.
Если же мы рассмотрим ламинационные пленки на основе полиэстера, то перед нами предстанет следующая картина. Любая пленка на основе полиэстера - многослойная и содержит, как правило, три слоя (для очень тонких пленок 25-42 мкн - два слоя): - слой собственно полиэстера, служащего основой и придающего пленке жесткость и упругость; - слой полиэтилена (PE), служащего связующим звеном и своеобразной "подушкой" при ламинировании; - слой полимерного "клея" - низкоплавкого (95-120°С) полимера, обладающего адгезивными свойствами. Важно отметить, что соотношение этих слоев в различных пленках различно. Как правило, количество полиэстера и других составляющих маркируется на упаковке. Различный состав пленки отражается и в названии: пленка с высоким содержанием полиэстера (PET>=50%), стандартная и с низким содержанием полиэстера.
Ламинаторы по производительности бывают промышленные и офисные, а так же рулонные и пакетные.
Напомним, что пакетный ламинатор в отличие от рулонного, работает с пленкой уже готовых форматов: от маленьких (для бэджей и визиток) до формата А2. Как правило, пленка нарезана не листами, а "пакетами", которые представляют собой два листа, сложенных вместе клеевым слоем друг к другу и склеенных по одной стороне (как правило узкой). Исключение составляют пленки для холодного ламинирования, нарезаемые в листах, поскольку они обычно предназначены для одностороннего ламинирования.
Похожие материалы :
Еще информация:
|