InforPrint.ru. Рекламная полиграфия. Информационный технопортал.

> Home Статьи Полиграфия Светостойкость печатных красок

Светостойкость печатных красок

Статьи о технологиях и оборудовании

 

 

Светостойкость — способность печатных красок сохранять свой первоначальный цвет под воздействием светового излучения. Энергия светового излучения инициирует изменение молекулярной структуры красящего вещества, что ведет к постепенной потере им красящих свойств. Это проявляется в уменьшении насыщенности цвета пигмента или красителя и в изменении их цветового тона.

 

 

Эталонные шкалы

 

Разные красящие вещества характеризуются различной светостойкостью. Для измерения светостойкости используются эталонные шкалы. Первой эталонной шкалой была шкала Madder1. В ней за эталон было принято наиболее стойкое из известных в то время красящих веществ — красный пигмент crimson madder. Светостойкость красящих веществ оценивалаcь по арифметической 10­балльной шкале (от 1 до 10). Максимум (10 баллов) соответствовал светостойкости crimson madder, красящее вещество с оценкой 5 баллов имело вдвое меньшую светостойкость, чем этот пигмент. Шкала Madder довольно долго успешно использовалась, однако после открытия красящих веществ с более высокой светостойкостью появилась необходимость в разработке новой эталонной шкалы.

 

Такой шкалой стала Blue Wool Scale (BWS), стандартизованная в Европе и в Северной Америке2 и используемая до настоящего времени. Шкала BWS включает восемь эталонных полей с плашками, нанесенными синими красящими веществами на шерстяную ткань3 (blue wool (англ.) — синяя шерсть). Для эталона были подобраны красящие вещества со стабильной, независящей от влажности светостойкостью и материал, не содержащий таких изменяющих светостойкость химических веществ, как, например, отбеливатели. Минимальной светостойкости соответствует первое поле шкалы, максимальной — восьмое. В отличие от Madder, шкала BWS — геометрическая, со знаменателем прогрессии равным двум, то есть каждое последующее поле имеет вдвое большую светостойкость, чем предыдущее. Допускаются и промежуточные оценки, например пигмент crimson madder по шкале BWS имеет светостойкость 4­5.

 

 

Методы тестирования светостойкости

 

Стандартами предусмотрены два метода тестирования светостойкости: при естественном и при искусственном освещении. В обоих случаях образец экспонируется вместе с тестовой шкалой BWS.

Тестирование при естественном освещении осуществляется на специальном штативе через стекло. На практике этот метод используется редко, поскольку спектр естественного излучения непостоянен и зависит от времени года, а также от погодных условий. Кроме того, тест приходится прерывать в темное время суток, что значительно увеличивает продолжительность испытаний.

Тестирование при искусственном освещении предполагает применение специальной установки, оснащенной ксеноновой лампой высокого давления (цветовая температура от 5500 до 6500 K), спектр излучения которой очень близок к спектру дневного света. Образец и тестовая шкала помещаются в специальный держатель, причем их средние участки закрываются непрозрачной пластиной. Благодаря этому 2/3 образца экспонируются, а 1/3 — нет. Экспонирование осуществляется циклами с периодическим затемнением образца, что обеспечивается вращением держателя.

 

 

Таблица 1. Светостойкость пигментов триадных красок при разной относительной влажности воздуха (по результатам тестов компании Paragon Inks)

 

Цвет краски

45% относительной влажности

100% относительной влажности

Испытания по стандарту BS 3020

C

7

6-7

M

4

1-2

Y

5-6

4

K

6-7

6-7

Испытания по стандарту BS 4666

C

7

6-7

M

4

1

Y

5-6

4

K

6-7

6-7

 

 

Для того чтобы не допускать чрезмерного нагрева образца, используется ИК­фильтр. Освещение через оконное стекло имитируется помещением лампы в стеклянный цилиндр, который выполняет роль УФ­фильтра, пропускающего УФ­излучение с длиной волны до 310 нм. Во время экспонирования в испытательной камере должна поддерживаться постоянная влажность. Для регулировки влажности используются водораспылители. Как показывает практика, результаты испытаний в описанной установке хорошо коррелируются с результатами, полученными в условиях дневного освещения.

Время экспонирования определяется величиной контраста экспонированной и неэкспонированной частей образца. Когда этот контраст равен контрасту четвертого поля серой шкалы ISO 105B02, левая треть образца и тестовой шкалы закрываются еще одной непрозрачной пластиной. После этого экспонирование продолжается до тех пор, пока контраст экспонированной и неэкспонированной частей образца не будет равен контрасту третьего поля серой шкалы ISO 105B02. Для предотвращения ошибок, вызванных фотохромным эффектом (обратимое изменение цвета), образец после экспонирования в течение 24 часов выдерживается в темноте. После этого выполняется оценка светостойкости образца путем сравнения его с контрольной шкалой. Оценка производится в следующих условиях:

 

• освещенность образца не менее 600 люкс;

• свет от источника падает на образец приблизительно под углом 45°;

• наблюдение производится приблизительно по нормали к плоскости образца.

 

В настоящее время ведутся разработки новых инструментальных методов, основанных на спектрофотометрических измерениях и оценке светостойкости по показателю цветового различия ?E. Основной проблемой, препятствующей внедрению таких методов, является весьма высокий процент расхождения результатов инструментальной и экспертной оценок тестовых образцов.

 

 

Факторы, влияющие на светостойкость

 

Светостойкость печатных красок определяется светостойкостью входящих в их состав красящих веществ — пигментов. Она не может быть увеличена путем изменения связующего, добавок или путем нанесения на красочный слой прозрачного лака. Светостойкость красящего вещества зависит от его химической природы, толщины красочного слоя и условий окружающей среды.

 

Чем больше толщина красочного слоя, тем больше красящего вещества он содержит и тем выше его светостойкость. При сравнении светостойкости печатных оттисков следует учитывать и степень пигментации краски, так как тонкий слой высокопигментированной краски может содержать больше красящего вещества, чем толстый слой низкопигментированной краски. Тесты, выполненные компанией Paragon Inks, показали, что увеличение толщины красочного слоя на оттиске позволяет повысить его светостойкость лишь на относительно небольшую величину — в пределах 0,5 единиц шкалы BWS, разведение же краски может уменьшить ее светостойкость на 2­3 единицы BWS.

 

 

Таблица 2. Оценка времени выцветания по данным компании Paragon Inks (влажность — 45%, испытания проводились в летнее время в Великобритании)

 

Светостойкость красящего вещества

Время, требующееся для 25% выцветания, дней

Время, требующееся для 50% выцветания, дней

Время, требующееся для полного выцветания, дней

1

3

7

14

2

7

14

30

3

14

30

60

4

30

60

150

5

60

120

730

6

120

365

Более 730

7

Более 730

 

 

При смешивании двух красок с разными пигментами их светостойкость не может быть определена как среднее взвешенное.

 

Если температура окружающей среды мало влияет на светостойкость оттисков, то влажность оказывает существенное влияние. Высокая влажность может значительно уменьшать светостойкость даже стойких пигментов. Степень влияния влажности на светостойкость зависит от типа красящего вещества (табл. 1).

Следует отметить, что изменения цвета красочного слоя могут происходить также в результате воздействия химических веществ, содержащихся в воздухе (двуокись серы, пары кислот и т.п.), в запечатываемом материале или в наносимых на красочный слой лаках и адгезивах (некоторые адгезивы к тому же обладают свойством накапливать влагу). Кроме того, используемые в офсетной и высокой печати для отделки отпечатков масляные лаки склонны к пожелтению под воздействием света, что также приводит к изменению колориметрических характеристик оттисков.

 

 

Таблица 3. Оценка времени выцветания по данным компании HP Indigo

 

Светостойкость красящего вещества

Время выцветания, дней

Оценка светостойкости

1

Очень плохая

2

6

Плохая

3

19

Посредственная

4

65

Средняя

5

130

Хорошая

6

260

Очень хорошая

7

520

Отличная

8

1100

Исключительная

 

 

Время выцветания

 

Оценка светостойкости дает лишь приблизительную информацию о времени выцветания печатного оттиска. В табл. 2­3 приведены данные компаний Paragon Inks и HP Indigo, которые могут служить ориентиром при определении долговечности цветовых характеристик печатных оттисков. При использовании этих данных необходимо учитывать следующие аспекты:

 

• содержание УФ­излучения в дневном свете варьируется в гораздо большей степени, чем содержание видимого излучения. При этом УФ­излучение сильнее обесцвечивает красящие вещества, чем видимый свет;

• зимой выцветание происходит в 2­3 раза медленнее, чем летом;

• в условиях высокой влажности скорость выцветания увеличивается.


1Madder (англ.) — марена красильная — растение, которое до середины XIX века широко использовалось для получения красящих веществ красного, фиолетового, оранжевого, канареечно-желтого и других теплых цветов.

2В Северной Америке и Европе были разработаны разные шкалы BWS: европейскую принято обозначать BWSE, а американскую — BWSA.

3Выбор шерсти был обусловлен тем, что из всех известных на момент разработки стандарта (1920 г.) запечатываемых и окрашиваемых материалов она была наименее чувствительной к влажности.

 

Источник: Дмитрий Гудилин КомпьюАрт 9'2006

http://www.compuart.ru


 


Полезная информация:
  •   Широкоформатный принтер imagePROGRAF iPF8300   Canon U.S.A. выводит на рынок сразу три широкоформатные модели в линейке imagePROGRAF — imagePROGRAF iPF8300 (112 см), iPF6350 (61 см) и iPF6300 (рекомендованная цена в США 5995, 3995 и 3695 долл., соответственно).   Премьерный показ принтеров, работающих с новым…
    ', CAPTION, 'Три новых широкоформатных ImagePROGRAF', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/novosti-poligrafii/pechatnie-texnologii-novosti/tri-novix-shirokoformatnix-imageprograf.html">Три новых широкоформатных ImagePROGRAF
Похожие материалы :
  •   То, что рекламная полиграфия может стать эффективным носителем рекламы только в том случае, если ее заметят и выделят  среди других печатных рекламных изделий, понятно всем. Но вот какой должна быть реклама, которую не только бы заметили, но и захотели взять в руки, прочитать, посмотреть - очень непростой вопрос, решать который чаще вс…
    ', CAPTION, 'Дизайн в рекламной полиграфии ', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/dizaien-v-reklamnoie-poligrafii.html">Дизайн в рекламной полиграфии
  •   Дизайнеры Hosung Jung, Junsang Kim, Seungin Lee & Yonggu Do предлагают концепт экологичного принтера — Tanning Printer, полностью работающего от солнечной энергии. Концепт основан на замене лазерной печати на солнечную, сфокусированным лучом.   Бумага вместо нанесения на нее чернил, прожигается, то есть загорает.   &n…
    ', CAPTION, 'Замена лазерной печати на солнечную', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/zamena-lazernoie-pechati-na-solnechnuyu.html">Замена лазерной печати на солнечную
  • Разновидности современных принтеров    Принтеры это шумные и громоздкие механизмы которым постоянно надо  от вас бумагу, чернила, тонер и др.. Но некоторые инженеры напряженно работают над следующими поколениями принтеров, включая модели, которые могут готовить для вас еду, покрасить ногти, или разместиться на задней панели ноутбук…
    ', CAPTION, 'Удивительные концепции принтеров', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/udivitelnie-koncepcii-printerov.html">Удивительные концепции принтеров
  • О применении полимеров в полиграфии
  •     Сегодня на полиграфическом рынке представлено большое количество марок бумаги, претендующей на использование в офисной технике. И большинство из нас, ее потребителей, уверены, что хорошо знают этот продукт. Мы же этой бумагой пользуемся каждый день - для письма, печати или копирования, отсылки или получения факсов.   К сожа…
    ', CAPTION, 'Бумага и ее характеристики для копировально-множительной техники', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/bumaga-i-ee-xarakteristiki-dlya-kopirovalno-mnojitelnoie-texniki.html">Бумага и ее характеристики для копировально-множительной техники
  •       Качественный буклет является значимым рекламным звеном, способным представить потенциальному потребителю полноценную информацию об услугах или товарах. Важной характеристикой данной разновидности рекламной продукции считается ее величина — буклет без труда помещается в конверт, предназначенный для адресной рассылки.  …
    ', CAPTION, 'Современные буклеты, их особенности и разновидности', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/sovremennie-bukleti-ix-osobennosti-i-raznovidnosti.html">Современные буклеты, их особенности и разновидности
  •     Каталоги, как и прочие разновидности современной рекламной продукции, имеют большое значение для каждой компании. Являясь превосходным рабочим инструментом, грамотно выполненный каталог самым лучшим образом представляет потребительской аудитории описания товаров и услуг.   Учитывая то, что идеальные каталоги должны быть не …
    ', CAPTION, 'Качественные каталоги — идеальный способ знакомства компании с потребителями', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/kachestvennie-katalogi-%E2%80%94-idealniie-sposob-znakomstva-kompanii-s-potrebitelyami.html">Качественные каталоги — идеальный способ знакомства компании с потребителями
  •       Чтобы проверить цветовой профиль рекомендуем распечатать тест лист и проверить качество печати. Ориентироваться на не откалиброванный монитор бесполезно - схожесть отпечатка с экраном монитора будет частичная.   Для проверки цветового баланса есть три варианта.   Первый способ - печать черно-белых фотографий - …
    ', CAPTION, 'Тест-изображения для проверки цветовых профилей, калибровки и оценки качества печати', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/test-izobrajeniya-dlya-proverki-cvetovix-profileie-kalibrovki-i-ocenki-kachestva-pechati.html">Тест-изображения для проверки цветовых профилей, калибровки и оценки качества печати
  • Оперативная полиграфия это выгодно.     Такая вот слава у оперативной полиграфии сложилась средь знатоков сего рода деятельности.   Оперативная полиграфия в нашей стране становится беспримерно выгодным бизнесом. И это не смотря на то, что данное занятие требует больших капиталовложений в период становления. Ведь для создания сту…
    ', CAPTION, 'Дело затратное, но окупается быстро', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/delo-zatratnoe-no-okupaetsya-bistro.html">Дело затратное, но окупается быстро
  •   Максимум доброжелательности.   Итак, начнем с \"золотого\" правила общения, звоните ли вы в типографию или уже пришли — проявите максимум доброжелательности, не кричите, не повышайте голос, говорите спокойно и без манерности в голосе. Всегда помните, что типография хоть и относится к&…
    ', CAPTION, 'Учимся работать с типографией', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/uchimsya-rabotat-s-tipografieie.html">Учимся работать с типографией
  •   Современная рекламная полиграфия основана на уникальных открытиях в областях химии и физики. Компьютерное оборудование и информационные технологии особенно активно оказывают свое влияние на оперативную полиграфию и процессы печати в последние время, и эта направленность будет только увеличиваться.      Важнейшие печатно-те…
    ', CAPTION, 'Обзор способов печати', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/obzor-sposobov-pechati.html">Обзор способов печати
Еще информация:
  •     Безошибочный выбор технологии изготовления своего печатного рекламного проекта можно сделать исходя из хорошего знания различных сторон отдельных способов и технологий печатного производства. С чего же начать и как определиться в выборе способа и технологии печати конкретного издания?   Надо принимать во внимание следующие па…
    ', CAPTION, 'Какую выбрать технологию печати', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/kakuyu-vibrat-texnologiyu-pechati.html">Какую выбрать технологию печати
  •   Переменные данные Рынок персонализированной продукции в нашей стране все еще развит не наилучшим образом. Причины — в нечетком понимании возможностей современной персонализации. Попробуем это поправить. Одним из самых интересных вариантов применения цифровой печати является осуществимость печати переменных данных (персонализация). Реаль…
    ', CAPTION, 'О переменных данных в полиграфии', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/o-peremennix-dannix-v-poligrafii.html">О переменных данных в полиграфии
  •     Способ глубокой печати характеризуется применением форм с углублением печатающих элементов. Пробельные элементы на форме расположены в одной постоянной плоскости. На всю печатную форму (пробельные и печатающие элементы) при печати наносится краска, т.е. форма заливается ею. Пред печатью соответствующее приспособление (полотно или бу…
    ', CAPTION, 'Технология глубокой печати', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/texnologiya-glubokoie-pechati.html">Технология глубокой печати
  •     Рекомендации по заточке гильотинных ножей для бумаги    Ножи для обрезки бумажных стоп с четырех сторон и ножи для обрезки с трех сторон.   Таблица содержит соответствующие рекомендации по заточке для ухода за ножами фирмы IKS Klingelnberg всех классов качества.     Класс Абразивный материал …
    ', CAPTION, 'Рекомендации по заточке ножей для резки бумаги', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/rekomendacii-po-zatochke-nojeie-dlya-rezki-bumagi.html">Рекомендации по заточке ножей для резки бумаги
  • Не существует класса ножей, которые могли бы применяться во всех областях применения в равной степени оптимально. Причинами сего являются быстро изменяющиеся сорта бумаги, а также неодинаковые типы машин и методы обработки, которые в значительной степени отличаются друг от друга. DURAPID® - инструментальная сталь.С помощью современной технол…
    ', CAPTION, 'Описание типов и классов ножей для полиграфии', FGCOLOR, ' #DCDCDC', BGCOLOR, '#999999', WIDTH,'400', HEIGHT,'100', BORDER, 1, CAPCOLOR, '#ffffff', TEXTCOLOR, '#000000');" onmouseout="return nd();" href="/stati-o-texnologiyax-i-oborudovanii/poligrafiya/opisanie-tipov-i-klassov-nojeie-dlya-poligrafii.html">Описание типов и классов ножей для полиграфии

 
© 2015-2022 Advert Printing Technology
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru
Время работы сайта