InforPrint.ru. Рекламная полиграфия. Информационный технопортал.

> Home Статьи Полиграфия Ризограф: больше печатаешь, меньше платишь

Ризограф: больше печатаешь, меньше платишь

Статьи о технологиях и оборудовании

 

Как бы там ни менялся наш мир под воздействием технического прогресса, какие бы ни появлялись новые способы хранения и воспроизведения информации, все равно, если задуматься, самым универсальным и надежным ее носителем по сей день остается лист бумаги.

Бумага не ломается, не «глючит» и не требует электропитания, стереть с нее написанное (напечатанное) почти невозможно, а «скачать» или испортить затруднительно. Бумагу легко уничтожить, но и это ничего – ведь один лист практически ничего не стоит. Бумажный документ всегда под рукой, и эта самая рука вольна делать в нем любые пометки и коррективы. В конце концов, большая часть информации, с которой нам приходится иметь дело, рано или поздно оказывается на бумаге. Мы можем лишь выбирать способы печати.

Способов этих со времен Иоганна Гутенберга появилось множество. Некоторые уже отошли в прошлое (от линотипов до матричных принтеров), другие только начинают завоевывать широкое признание (например, полноцветные лазерные принтеры-копиры), а иные давно и мирно сосуществуют на рынке печатных услуг – мирно, поскольку у разных технологий печати разные задачи. С одной из таких технологий мы и хотим познакомить вас в нашей статье. Речь пойдет о том, что в России принято называть ризографией.

 

Что такое ризография?

 

Прежде чем перейти к непосредственному ответу на этот вопрос, необходимо договориться о терминологии. На Западе этот способ печати именуется Digital Stencil Duplication – Цифровым Трафаретным Тиражированием, а сам прибор – дупликатором. Иногда используется слово «дубликатор», что совершенно неправильно – double по-английски означает не «тиражировать, размножать», а всего лишь «удваивать». В любом случае, дупликатор, дубликатор и ризограф – одно и то же. Мы будем пользоваться словами «ризограф» и «ризография», принятыми в России, поскольку в нашу страну первые дупликаторы в 1991 году начала поставлять именно японская фирма Riso Kagaku (аналогично, любой копир у нас по привычке называют «ксероксом»).

 

 

Компания Riso была основана в Токио сразу после войны, в 1946 году, и первоначально занималась производством краски для трафаретной печати, затем выпуском ротационных печатных машин, а в конце 70-х инженеры Riso разработали технологию, позволяющую совершать весь цикл трафаретной печати (создание трафарета-формы, его прокрашивание и собственно печать) внутри одного устройства. Первые ризографы появились в начале 80-х, в 1986 создание формы стало электронным, а еще через два года ризограф впервые подключили к компьютеру. С этих пор ризография начала распространение по миру, а производством аппаратов, комплектующих и расходных материалов занялось множество фирм.

Принцип действия ризографа в отличие, например, от ксерографии, очень прост – это трафаретная печать. Изображение-оригинал сканируется аппаратом или поступает прямо с компьютера. Информация подается на узел управления термоголовкой. Термоголовка прожигает в специальной мастер-пленке множество микроотверстий, расположение которых соответствует изображению. Обработанный отрезок мастер-пленки («форма», «матрица» или просто «мастер» - здесь тоже неразбериха в терминах, далее будем говорить «мастер») наматывается и закрепляется на сетчатом цилиндре (барабане), внутри которого находится туба с жидкой краской (краску иногда называют «чернилами», переводя буквально английское «ink»). Ризограф готов к работе. Для получения оттиска лист бумаги прокатывается между красящим цилиндром и прижимным валом. По окончании тиражирования документа отработанный мастер сбрасывается в специальный бокс.

Один мастер может быть использован для 4 тысяч оттисков изображения или в 2-3 раза большего количества копий текста. При этом производительность ризографа почти на порядок выше обычной производительности принтера или копира – от 60 до 130 оттисков в минуту (это около 60 000 копий в течение рабочего дня, а ведь ризограф способен работать круглосуточно!). Как утверждают представители компании Riso, одной тубы краски хватает в среднем на 18-36 тысяч копий формата А4. Главная особенность ризографии – снижение затрат на каждый последующий оттиск: при тираже более 20 экземпляров себестоимость оттиска ризографа становится значительно ниже себестоимости ксерокопии, а при тиражах более 1000 стоимость оттиска вообще приближается к стоимости бумаги.

Что касается надежности ризографов, то здесь скажем только одно – как показывает практика, эти машины способны без поломок производить МИЛЛИОНЫ оттисков. Разумеется, при условии аккуратного и бережного обращения.

 

Ложка дёгтя

 

У вас, возможно, сложилось впечатление, что ризография – что-то идеальное, едва ли не чудесное. Увы, чудес не бывает. При фантастической скорости и дешевизне печати ризография обладает некоторыми недостатками или, скорее, ограничениями в использовании.

Разрешение изображения, получаемого на ризографе, пока остается не выше 600х600 точек на дюйм (для принтеров и копиров это стандартное разрешение – обычно его более чем достаточно, особенно для текста), а наиболее распространенным является разрешение 400х400.

Краска для ризографии производится на глицериновой основе и должна впитываться в бумагу, поэтому использование глянцевой и мелованной бумаги исключено (зато, высохнув, оттиск не размывается водой); к тому же краска эта прозрачна, а значит, на темной бумаге печатать нельзя.

Многим условиям должен отвечать и оригинал: если он сканируется, лист должен быть запечатан только с одной стороны; нежелательно наличие больших темных площадей, например, крупных фотографий; необходимо наличие у оригинала полей, а большие запечатываемые области должны располагаться симметрично.

Наконец, печать разными цветами на ризографе сложна и затратна. Максимум, на что способен дупликатор – печать двумя-тремя цветами в два-три прогона, поскольку для смены цвета приходится менять весь красящий цилиндр (барабан).

 

 

 

Существуют ризографы с двумя барабанами, расположенными V-образно (см. рис.) , но, как вы понимаете, настоящая цветная печать на ризографе попросту невозможна.

 

Область применения ризографов

 

Мы уже говорили, что у разных технологий печати разные задачи. Поэтому не будем требовать от ризографии того, чего она дать не может, и воспользуемся ее преимуществами. Специалисты компании Riso проанализировали затраты на разные виды печати и сделали вывод, что высококачественные документы в нескольких экземплярах лучше всего, разумеется, печатать на лазерных принтерах, тиражи в пределах 200 экземпляров вполне можно поручить копировальным аппаратам, большие же тиражи – десятки тысяч высококачественных оттисков – это уже вотчина офсетной печати. А вот всё, что между, - где-то от 100 до 10 000 копий неплохого качества, - для этих целей как раз незаменима ризография. Незаменима, разумеется, если думать в первую очередь об экономическом эффекте. Помните, мы упоминали о том, что чем больше копий производит ризограф, тем ниже себестоимость каждого оттиска?

Давайте подумаем, где может быть необходимо большое количество печатной продукции, полученное с наименьшими затратами:

 

  1. Образование и наука: любому учебному заведению нужны методички, раздаточный материал, конспекты; с помощью ризографа можно издать небольшим тиражом научную работу или учебник.
  2. Медицина: всем нам известно, сколько поликлиникам и больницам требуется бланков рецептов, медкарт, справок и прочего.
  3. Государственные учреждения: здесь поле деятельности для ризографии так же безгранично, как количество и разнообразие официальных документов.
  4. Производство и торговля: техническая документация, паспорта и инструкции к технике, гарантийные талоны, прайс-листв, бланки накладных и т.д.
  5. Общественные организации: листовки, опросные листы, материалы для распространения, предвыборная агитация, малотиражные издания.

 

Кроме того, любой организации, например, сберкассе, банку или оператору связи, требуются свои бланки, учреждениям культуры нужны афиши, а спортивным секциям, различным кружкам и курсам – объявления о наборе. Рекламным агентствам нужна возможность печатать большие массивы недорогих рекламных объявлений, а издательствам – издавать для заказчиков небольшими тиражами книги, книжки и книжечки… Итак, везде, где требуется очень быстро, очень дешево и достаточно качественно напечатать несколько сотен или тысяч страниц текста или несложных одноцветных документов, ризография – однозначно лучшее решение!

 

 

 

 

Как правильно выбрать ризограф?

 

Здесь однозначного ответа дать нельзя, всё зависит от ваших потребностей и задач. Отметим только, что вряд ли стоит ориентироваться на какие-то определенные брэнды, например, Riso, Ricoh или Duplo, – в пределах одной ценовой категории аппараты любого производителя будут работать одинаково надежно (в наши дни этот принцип применим практически к любой технике). Дело в том, что производители ризографов по сути являются лишь сборщиками аппаратов из комплектующих, которые они заказывают у других фирм.


 


Похожие материалы :
Еще информация:

 
© 2015 Advert Printing Technology
Время работы сайта