InforPrint.ru. Рекламная полиграфия. Информационный технопортал.

> Home Статьи Полиграфия Ликбез: Основы полиграфии

Ликбез: Основы полиграфии

Статьи о технологиях и оборудовании

Обзор печатных технологий

 

Типографская печать (печать с формы)

 

Существуют три вида типографской печати: высокая, глубокая и плоская.

Высокая печать — это просто. Возьмите любой штемпель и убедитесь в этом сами — краска наносится на выступающие элементы формы. Восходит к первопечатнику И. Федорову. Применяется для печати текстов и сплошных (нерастрированных) изображений (книги, бланки и т.п.). Интенсивность цвета никак не регулируется.

 

Глубокая печать. Происходит от гравюры. Краска счищается с формы и остается лишь в углублениях. Интенсивность цвета зависит от толщины слоя прозрачной краски, в свою очередь зависящей от глубины углублений. Применялась для печати цветных высококачественных художественных изданий (альбомов и т.п.), сейчас заглохла из-за сложностей в технологии. Где-то я читал, что глубокую печать пытаются возродить на основе современных материалов и технологий, так что она может опять стать актуальной (иначе я бы не стал о ней рассказывать).

 

Плоская печать — самый актуальный на сегодняшний день вид печати. Происходит от литографии. Маслянистая краска прилипает к гидрофобным участкам предварительно увлажненной печатной формы. Интенсивность цвета регулируется размером растровых точек, образующих изображение. В современных машинах краска наносится на бумагу не непосредственно с формы, а с промежуточного офсетного вала, поэтому такой процесс называется офсетной печатью. Ниже я, как мог, изобразил принципиальную схему офсетной машины.

Pict01 m

 

Печатная форма представляет собой металлическую (обычно алюминиевую) пластину со светочувствительным слоем. После эспонирования и проявки засвеченные участки становятся гидрофильными (смачиваются водой), а незасвеченные — гидрофобными (не смачиваются водой). Форму натягивают на формный вал печатной машины, с одной стороны она соприкасается с системой подачи и раскатки краски, с другой — с офсетным валом.

Где то там еще есть система увлажнения, которая смачивает форму перед соприкосновением с краской. Вода остается на гидрофильных участках, и маслянистая краска к ним не липнет. В результате на бумаге эти элементы изображения остаются белыми. На гидрофобных участках краска остается, и на бумаге эти места заполняются соответствующим цветом. Ваш конечный продукт, дизайнеры, это печатная форма. А вовсе не изображение на экране.

У вас может возникнуть вопрос: а на фига вообще нужен этот офсетный вал? Отвечаю: офсетный вал нужен для уменьшения износа форм. Бумага, оказывается, обладает нехилыми абразивными свойствами, и формы раньше приходилось делать прочными и дорогими, а резиновый вал позволяет применять дешевые материалы для форм (в последнее время все больше используют полиэстеровые).

Далее. Как вы уже догадались, вся эта конструкция позволяет наносить только одну краску за один прогон. Как же делается многоцветная печать? Двумя путями. Первый — несколько прогонов. Некоторые даже так и поступают. Никогда не печатайте полноцвет у таких людей! Даже если вам расскажут об асе-печатнике, который все что угодно на всем подряд напечатать может. Я неоднократно пробовал. Качество ВСЕГДА ниже среднего, поскольку печатник почти до конца не видит результирующего цвета, а только смутно догадывается на основе усреднения своего богатого опыта. Второй путь — соединить вместе несколько нарисованых выше механизмов. Совокупность этих секций, объединенных общей станиной и общим бумагоподающим механизмом, называется многокрасочной машиной. На такой машине (минимум 4-х секционной) вы получаете полноцветное изображение за один прогон, и можно успеть отрегулировать машину до того момента, когда весь тираж уйдет в брак.

Мне кажется, еще не поздно будет определиться наконец с понятиями цветности. Достопочтенные! Изображение, отпечатанное одной краской, называется одноцветным, а печать его — однокрасочной. Изображение, отпечатанное триадой, и только оно, называется полноцветным. Все остальные называются двух-,трех-, … и многоцветными.

Что такое триада? Триада — это система красок, состоящая, как ни странно, из четырех цветов, и предназначенная специально для получения полноцветных изображений. Подробно я остановлюсь на этом в разделе «Основы цвета», а пока запомните, что эта система называется еще и CMYK («цмык» на профессиональной фене, ГПЖЧ на языке вымирающего советского стандарта), и состоит из следующих цветов:

 

  1. Cyan (циан) — краска ярко-голубого цвета
  2. Magenta (маджента) — пурпурно-розовая
  3. Yellow (желтый) — просто желтая
  4. Black (черный) — просто черная. Почему в аббревиатуре обозначается К? Не спрашивайте. Я не знаю.

Любое полноцветное устройство печатает красками CMYK (или триадой).

 

Другие виды печати

Бывают еще:

 

Трафаретная печать — применяется в сувенирке и в наружке. Разновидностью ТП является шелкография, где густую краску продавливают через тонкую сетку (раньше — через шелк), частично залитую до полной непроходимости. Очень хороша для печати на разных недоступных для офсета поверхностях. Позволяет даже делать растровые изображения (в т.ч. полноцветные, например, печать на СD).

 

Струйные принтеры (к ним относятся и т.н. «плоттеры», т.е. широкоформатные струйники). В них жидкая краска брызгается на бумагу мелкими каплями. Качество бывает неплохое, но удовольствие это не дешевое.

 

Лазерные принтеры. Лазер электризует селеновый барабан в нужных местах, а красящий порошок липнет к наэлектризованным участкам. Потом переносится на бумагу и запекается. Бывают цветные. Но дорого.

 

Электростатическая печать. Принцип примерно такой же, как в лазерном принтере, только в качестве промежуточного носителя выступает не селеновый барабан, а специальная бумага. Для больших форматов (наружка, например).

 

Тампопечать. С глубокого клише краска переносится на резиновый тампон, а с тампона уже на запечатываемую поверхность. Такая вот разновидность офсетной печати. Основная область применения - сувенирка.

 

 

Лекция 2: Обзор допечатных процессов

Стадии допечатной подготовки я буду рассматривать ретроспективно, т.е. от последних к первым, дабы было понятно, для чего все делается именно так, а не иначе.

 

Вывод пленок

 

Помните, я говорил, что печатная форма изготавливается путем экспозиции светочувствительного слоя? Так вот, экспонируется она контактным способом через изображение на обычной (ну, почти обычной) фотопленке. Изображение на пленку наносится путем засвечивания ее лазером в агрегате, действующем подобно лазерному принтеру. Называется это устройство фотонабором, или имиджсеттером по-ненашенски. В последнее время получила распространение технология СТР (computer-to-plate), когда в имиджсеттере экспонируется не пленка, а непосредственно форма.

 

Растрирование

 

Как я уже упоминал, интенсивность цвета в  печати регулируется размером растровых точек, составляющих изображение. Картинка с экрана вашего монитора превращается в растровые точки в растровом процессоре, RIPе. Raster Image Processor бывает программный и аппаратный, но это вас вряд ли коснется.

В любом устройстве, печатающем регулярным растром, есть растровый процессор (RIP).

 

Регулярным называется растр, имеющий четкую геометрическую структуру. На левой и средней картинках — примеры регулярного растра (обратите внимание на то, как из четырех основных цветов получаются любые другие), на правой — стохастический, или FM-растр, на примере струйного принтера. В последнем случае интенсивность цвета регулируется частотой появления одинаковых элементарных точек. FM-растр может применяться в офсете, у него масса достоинств — более четкое изображение, отсутствие назойливой регулярной структуры, необразование муара (структурной интерференции) при наложении цветов, но есть один недостаток — высокие требования к качеству бумаги и печати, т.к. растровые точки имеют минимальный размер и с трудом пропечатываются. Короче, дорогое удовольствие.

 


03 pr 02 pr 04 pr

 

В дальнейшем, говоря о растре, я буду подразумевать именно регулярный растр. К нему и  вернемся.


Основной параметр растра — его линеатура (количество точек на единицу длины), т.е.плотность. Чем выше линеатура, тем выше качество изображения. Измеряется она в lpi (lines per inch), т.е. в линиях на дюйм. «Линии» исторически пошли от линейного растра, где насыщенность тона регулировалась толщиной параллельных элементов-линий. «Дюймы» тоже сложились исторически, и сантиметрами в измерении растра никто не пользуется. Линеатура растра для газетной бумаги — 70–100 lpi, для мелованной бумаги — 150 (редко 180–200 lpi).

Если вы приглядитесь, то на средней картинке увидите, что растровые решетки разных цветов расположены под углом друг к другу. Это делается для того, чтобы снизить вероятность появления муара — макроструктуры, образующейся от наложения двух и более прямоугольных решеток.

Стандартные углы цветов (от вертикали) — C=15, M=45, Y=0, K=75. Успокойтесь, во всех драйверах для выводных устройств углы уже вбиты. Менять их… не советую.

Генерация растра производится имиджсеттером по определенной схеме. Исходя из числа возможных градаций интенсивности цвета (1 байт на канал = 256 градаций) растровая ячейка делится на 256=16х16 элементарных ячеек, каждая из которых может покрываться одним пятном при засветке лазером. Чтобы было понятнее, нарисую.


05

 

Короче, отсутствие точки в ячейке означает 0% цвета, полностью заполненная ячейка — 100% цвет, наполовину — 50% цвет. Исходя из этого мы можем легко определить потребное нам разрешение имиджсеттера. Например, для мелованной бумаги: 150lpi x 16 = 2400dpi (точек на дюйм).

Есть тут только одна непонятность, которая меня давно мучает: почему при физической возможности 256 градаций мы можем оперировать только 100? Или наоборот, если нам нужно только 100, зачем целый байт на канал? Если кто из вас узнает разгадку этой тайны, немедленно сообщите мне!!!

Что еще сказать про растр? Вот: растр применяется для полутоновых изображений, где, кроме белого и черного, есть еще много градаций серого. Если растрировать, к примеру, текст, он от этого станет хуже.


06
07

 

Поэтому черно-белые изображения, содержащие только 0% и 100% элементы (bitmap и векторные), не растрируются при выводе. Но о  них — позже.

 

 

Лекция 3: Аппаратное и программное обеспечение

 

 

Сейчас я немного отойду от направления повествования «от конца к началу». Начнем сначала:

 

Сканирование

 

Все, с чем мы имеем дело между слайдами и  фотоотпечатками, с одной стороны, и пленками (формами) — с другой, это - цифры. Сплошные тотальные цифры — в бинарном формате, в гексах, и даже в  текстовом виде (ASCII). Если у вас есть изумительной красоты фотка, и вы хотите ее напечатать, придется сначала превратить ее в цифры. А с цифровым изображением потом можно делать что угодно — изменять размер, высветлять-утемнять, перекрашивать, и даже подрисовывать усы.

 

Устройства для оцифровки (сканеры) бывают, в общем, двух типов — планшетные и  барабанные, а точнее — с ПЗС-матрицей и с фотоэлектронным умножителем (ФЭУ). В  первом случае материальный носитель изображения поступательно движется относительно линейки с ма-аленькими такими светочувствительными элементами — «приборами с зарядовой связью», эти сенсоры замеряют свет, отраженный от оригинала (или пропущенный через оригинал, если он прозрачный), и полученные значения оседают в вашем компьютере в виде цифр. Во втором случае оригинал клеится скотчем на вращающийся стеклянный барабан, а пропущенный (отраженный) свет делится на три спектральных составляющих (синий, зеленый, красный), и  значение каждой составляющей замеряется отдельно. Да, забыл сказать: барабан не только крутится, но и сдвигается понемногу — луч-то один, а площадь оригинала — немалая. Разрешение «барабанников» гораздо выше (5000–15000 dpi), и вообще они лучше по всем качественным характеристикам (кроме цены), и применяются в  основном для сканирования слайдов с большим разгоном. Планшетные сканеры дешевле и удобнее в обращении, поэтому для обыденного сканирования в дизайн-бюро применяют именно их, а слайды отдают в препресс-бюро «на барабанник».

 

Кроме разрешения, для сканеров очень важна еще одна характеристика — диапазон оптических плотностей (D). Оптические плотности измеряются в пределах от 0D (полное отражение, абсолютно прозрачное тело) до 4D (абсолютно черное или непрозрачное тело). Этот параметр особенно сильно влияет на «пробивание» слайдов в тенях. Минимально приемлемое значение для сканирования слайдов — 3,3D, хорошие планшетники достигают 3,7, а барабанники — 4D (т.е. если там хоть чего-то просвечивает, такой сканер это зафиксирует и покажет).

 

Осталось только предупредить вас, что:

  • приличные производители сканеров всегда указывают диапазон плотностей;
  • разрешение 1200х2400 нужно понимать, как 1200х1200, т.к. второе значение достигается механической интерполяцией (полушагом механизма), а не реальным разрешением матрицы;
  • запредельное разрешение 9600 dpi у китайского сканера фирмы «Noname» за $150 — это всего лишь программная интерполяция, а реальное (оптическое) разрешение — 300–600  dpi. Не верьте хитрым китайцам! Разрешение планшетного сканера не может превышать количества ПЗС-ов в линейке, а это количество прямо коррелирует с ценой.

 

Виды цифровых изображений

 

Все изображения, с которыми вам придется иметь дело, делятся на векторные («штриховые») и пиксельные (их еще называют «растровыми», но к растру как таковому они никакого отношения не имеют).

Векторные объекты состоят из контура (пути, path, stroke) и заливки (fill). Контур представляет собой кривую (curve) Безье:


Curve1 Curve2 Curve3

 

Точки, образующие кривую, называются якорными точками (ankor points). Поведение кривой между двумя точками определяется тангенсами (видите, там по бокам усы такие торчат?). Контуру и заливке можно присваивать разные цвета, а контуру еще и задавать ширину.

Векторные изображения за счет простоты описания имеют маленький вес и не теряют в качестве при любом масштабировании.

Пиксельные изображения (в т.ч. и сканированные) представляют из себя прямоугольную матрицу, каждый элемент которой (пиксел) описывается значениями цветовых составляющих:

 


Pixel Pixel2 Pixel3

 

Вес пиксельных картинок зависит от цветовой модели и количества пикселов в изображении. Растягивать такие картинки не рекомендуется (см. в центре и справа).

 

Софт

 

В выборе программ для верстки и графики основной критерий один — PostScript-совместимость. Что такое PostScript узнать не проблема, а пока запомните, что PS является главным и единственным стандартом в мире полиграфии, поэтому верстка в MS Word годится для печати так же, как фантик пригоден в качестве стодолларовой купюры.

 

Мой джентльменский набор:
QuarkXpress — для верстки
Adobe Illustrator — для векторной графики
Adobe Photoshop — для пиксельной.


С последним уже давно никто не спорит, конкурентов у Шопа не осталось. Но почему Иллюстратор? А потому, что PS является собственностью Adobe, которая (который?) никому не продает право использовать его в качестве рабочего языка приложений. ВСЕ остальные приложения могут только генерить PS-файлы из своего собственного формата, а это бывает по меньшей мере неудобно, а по большей — некорректно. К пригодным для использования векторным приложениям относится также Macromedia Freehand, эта штука хорошо заточена под полиграфию, но я с ней давно не работал, поэтому ничего про нее сказать не могу. Прошу всех, кто ей пользуется, присылать свои отзывы, они будут опубликованы. Любителям Corel Draw настоятельно рекомендую сменить ориентацию, дабы не быть предметом насмешек и агрессии со стороны коллег.

С программами верстки сложнее: тут нужно учитывать не только надежность и совместимость, но и региональные пристрастия. В Москве общий стандарт — Кварк, его принимают на вывод во всех препресс-конторах и подавляющем большинстве типографий. В Питере, насколько я слышал, любят Adobe PageMaker. Про последний я ни разу не слышал доброго слова, только матерные. У кого есть другая информация, присылайте, плиз!

 

Еще вам понадобятся: Adobe Аcrobat (включая Distiller), Adobe PS Driver (для пользователей РС), PS-шрифты (ParaType), Adobe Type Manager для управления этими шрифтами. Для пользователей Масintosh еще нужна какая-нибудьпрограммка-перекодировщик (у Apple своя специфическая кодировка неанглийского текста). Если в сети у вас будут Мас и РС, то понадобится РС-МАСlan (для связи между платформами), или на один из РС нужно будет поставить NT Server (Win2000 Server) — они поддерживают протокол AppleTalk.

Для проверки на вшивость вашей верстки очень хорош FlightCheck. Можно, конечно, все проверять вручную, но вы ж наверняка что-нибудь забудете, я ж вас знаю. Ну и, само собой, время экономится немалое.

 

Тем, кто разорился на планшет, лучше не останавливаться и установить Painter (продвинутая рисовалка для художников, имитирует кучу реальных материалов и делает много всего другого), а тем, кто разорился на МАС и хейдельберговский сканер, будет удобно сканировать из программы Linocolor (она еще и  классно делает цветоделение, но… только под профиль конкретной типографии, что вряд ли будет вам доступно).

 

Общие советы

 

Не стремитесь хватать первыми последние версии программного продукта. По крайней мере, не используйте их для реальных заказов. Лучше всего о специфических свойствах «последнего писка» поспрошать ребят на выводе пленок — они первыми узнаЮт о всяких глюках.

Производители издательского ПО в коммерческих целях стараются набить в свои программы как можно больше несвойственных им функций, из-за чего области применения отдельных приложений сильно расплываются. Иногда это удобно, но часто порождает соблазн сделать всю работу в одной программе. Прошу вас, сдерживайте себя! Помните: Кварк — для верстки, Иллюстратор… ну, и т.д.

Только начинающим дизайнерам: при установке комплекта шрифтов, например, от ПараТайп у вас может создаться ощущение всемогущести, что с такой-то кучей шрифтов… и т.д. Умоляю вас, не используйте готовые шрифты для изготовления таких вещей, как фирменные логотипы. Этого не следует делать по нескольким причинам: а) этически это равносильно продаже заказчику снега зимой, и это позорное клеймо он будет долго носить на самом видном месте; б) при всей многочисленности разных акцидентных начертаний КАЖДОЕ из них уже засалено миллионами т.н. «дизайнеров», и вы рискуете присоединиться к их бездарной армии; в) изучайте шрифты, полюбите их, научитесь их самостоятельно строить, и призом за это вам будет скачок на два порядка вверх над вышеупомянутой серой толпой халтурщиков (простите за неуместное поучение, но уж очень наболело).

 

 

Лекция 4: Основы цвета

 

Две недели все думал, как же эту трясину структурировать. Лазил по сайтам на эту тему, пока не почувствовал, что перестаю понимать что-либо на эту тему. Все, хватит! Рассказываю коротко и без излишеств. Кому чего непонятно, пишите!

RGB. Красный, зеленый, синий. Аддитивная модель.

«Бог создал RGB…»

 

Все современные системы цветопередачи ориентируются на специфику человеческого зрения (а на что ж им еще ориентироваться?). Вы все в школе проходили по биологии эдакие «колбочки» — цветные рецепторы в сетчатке нашего глаза. Эти колбочки делятся на три вида, каждый из которых охватывает свою часть спектра:


RGB

 

Вот так, приблизительно.

Преобладание в световом потоке какой-либо составляющей определяет его цветовой оттенок. Полное отсутствие всех составляющих (0, 0, 0)  — это черный цвет, 100% всех составляющих (255, 255, 255) — белый цвет. Какой-либо отличный от черного цвет образуется добавлением энного количества составляющих, поэтому модель называется аддитивной. Реальные характеристики черного и белого (границы диапазона) зависят как от источника света, так и от приемника. Сканер, цифровая камера, монитор и, конечно же, человеческий глаз работают именно с этой моделью.

 

CMYK. Краски-светофильтры. Субтрактивная модель.

…а человек создал CMYK."

 

В случае, когда надобно что-то напечатать, мы имеем дело с квазибелым потоком отраженного от бумаги света, и всего-то остается научиться этот свет регулировать, чтобы получать разные цветовые характеристики. Следовательно, нам нужно уметь избирательно удалять из этого потока отдельные составляющие R,G и В. В результате долгих и мучительных исследований были созданы краски С, М и Y, дополнительные к R, G, и В. Добавляя С, мы уменьшаем количество R, соответственно: больше М — меньше G, больше Y — меньше В. Такая система, основанная на вычитании цветов, называется субтрактивной.


CMYK Balance

 

Получается, что CMY и RGB — это почти одно и то же! То же, да не совсем. Во-первых, охват цветов CMY горадо меньше, чем RGB, за счет несовершенства светофильтрующих качеств краски и  отражающих свойств бумаги, во-вторых, 100%  CMY дает не черный цвет, как можно было бы ожидать, а грязно-бурый. Если с первым мало что можно сделать, то для компенсации второго был введен черный цвет — К. Только поэтому нам придется говорить о такой вещи, как цветоделение, иначе эта тема не стоила бы и пары слов.

 

Lab. Надо же на что-то опираться?

 

Описанные выше системы очень сильно зависят от конкретного устройства-интерпретатора, так что, пустив все на волю волн, мы получили бы полный бардак в цветовом хозяйстве. Поэтому была создана аппаратно-независимаясистема исчисления цвета — Lab, привязанная к объективной цветовой характеристике — длине волны. Ee три параметра (канала): Lightness (светлота) и две специфические координаты для оттенков цвета a и b. Все пересчеты из модели в модель в пакетах-цветоделителях осуществляются через Lab.

 

Другие модели

Grayscale.Серая шкала, диапазон от черного до белого. Для передачи монохромных изображений. Все многоканальные изображения (Lab, CMYK, RGB) состоят из нескольких Grayscale-каналов.

Bitmap. Битовая карта — 1 бит на пиксель. Либо черный, либо белый. Очень подходит для черно-белой графики — перо, тушь там и т.п. Самый легкий формат, но требует высокого разрешения — не менее 600 dpi. Выводится не растрируясь, используя все разрешение имиджсеттера.

Duotone (дуплекс). Для создания (при печати в два цвета) эффекта тонирования монохромных изображений (вроде старых фотографий).

Multichannel. Это даже не модель, а скорее формат для работы с плашечными цветами.

Indexed Color. Попытка насколько возможно облегчить имиджевый файл, обойдясь 256-ю основными цветами. Применяется в основном в Web-дизайне. Для печати не годится.

В Фотошопе все цветовые составляющие изображений представлены каналами (channels)

 

 

Лекция 5: Калибровка в полиграфии

 

Калибровкой, как вы уже наверняка знаете, называется приведение устройства к принятому стандарту. В нашем случае все устройства должны воспринимать/воспроизводить физический (в отличие от цифрового, что нам те цифры?) цвет в соответствии друг с другом. Что у нас там? Сканер, монитор, принтер (цветной), офсетная (или какая другая) печатная машина. Вроде, все.

 

Калибровка сканера

 

Со сканером проще всего. Производители пристойных сканеров в комплект поставки включают две эталонные таблички-мишени (прозрачную и непрозрачную) с образцами цветов, дискетку с соответствующими этим цветам значениями в аппаратно-независимой системе, замеренными высокоточным спектрофотометром, и, конечно, программку-калибратор, которая «отстреливает» мишени, сравнивает результаты с эталонными и вносит коррективы. Минусы здесь такие: если вам все эти прибамбасы не дали, тут уж ничего не поделаешь. Можно только попросить поюзать все это у более счастливого обладателя сходного сканера.

 

Калибровка монитора

 

Геморрой начинается именно здесь. К  чему прикалибровывать монитор? К конечному (типографскому) отпечатку, ессно. Но для начала неплохо прикалибровать монитор к… монитору. То есть привести в соответствие поступающие на вход цифры и получающиеся на выходе цвета. Для этого нужен дядя Вася с калибрующим прибором, который обойдется где-то в $50. Можно, конечно, такой прибор купить, если есть лишние $1000. Что же касается приведения экранного изображения к реально напечатанному… По правилам, все делается так: вы покупаете спектрофотометр (кстати, в зависимости от модели им можно и монитор калибровать) для замера отпечатков, программу для построения профилей, едете в типографию, печатаете там свою тестовую таблицу, замеряете ее прибором и получаете готовый профиль, который потом подгружаете в  Фотошоп. Это — лучший путь, если: а) у вас куча денег (придется заплатить за тестовый тираж); б) вы печатаетесь всегда в одной и той же типографии; в) эта типография пользуется современным (и очень дорогим, кстати) оборудованием и  средствами контроля качества, и может гарантировать повторяемость результата. Ну, вы уже поняли, что это не для вас, правда? Ну ничего, можно проще.

Надо опереться на что-то твердое. «Пантон Процесс» вы уже купили, конечно? Молодцы. Тогда открываете Шоп, создаете новый файл, устанавливаете модель CMYK и лепите табличку с несколькими основными цветами, взятыми из Пантона. Например, такую:


Calibr01

Халявная, в общем, таблица, цветов лучше сделать побольше, хороших и разных. Серая шкала внизу задается чистым Black. Да, чуть не забыл: цвета берутся не «на глаз», а вводятся цифрами!!! И  еще: не забудьте выставить в Color Settings/CMYK правильный стандарт красок — у  нас в Европе это Euroscale (Eurostandard). Теперь лезем в ручную настройку монитора, находим там разделы RGB и Temperature и регулируем параметры так, чтобы экранные цвета как можно ближе соответствовали своим напечатанным аналогам. Дело это трудное, результат неизбежно будет компромиссным, но только от вас зависит, насколько этот компромисс будет близок к потребному идеалу, и  этим будет определяться степень вашей невозмутимости при работе с монитором.

Еще один вариант — он более удобен, но потребует некоторых затрат. Берете эту табличку (хорошо бы добавить в нее цветную картинку с критичными свойствами, например, фотографию с телесными цветами), выводите с нее пленки, а с пленок делаете сухую пробу (стоит где-то $30 за А4, о ней ниже). Эта проба — железный эталон для типографий, поэтому можете смело калиброваться по ней.

Да, и еще: все вышесказанное относится к  Фотошопу, именно в нем экранные цвета критичны. В программах верстки и  векторного редактирования цвет можно задавать по Пантону и на экран особого внимания не обращать.

 

Калибровка принтера

 

Тут рассказывать особо нечего. Либо добывается готовый профиль устройства, либо — спектрофотометр с программой построения профилей цветоделения.

 

Цветопроба

 

Хотел вынести в отдельную главу, но, по-моему, эта тема уместна именно здесь. Цветопроба (я имею в виду именно «сухую пробу», или «хромалин») — эталонная имитация полиграфического отпечатка. Имитирует она работу идеальной печатной машины, и вы можете посмотреть на свое изделие, еще не испорченное типографией, но уже, возможно, испорченное вами. Также принимается типографией в качестве эталона для конечной продукции и является окончательным аргументом в разборках типа «кто нагадил». Поэтому цветопробу желательно делать всегда, когда есть такая возможность.

 

 

Лекция 6: Работа с цветом

 

Балансировка цвета

 

Сбалансированное по цвету изображение — это изображение, где то, что должно быть черным — черное, то, что должно быть белым — белое, а то, что должно быть серым — серое, а не зеленоватое, красноватое или фиолетоватое.

 

Баланс цвета в CMYK

 

Представьте себе, что вы — скульптор, создающий фигуру по «исчезающей модели». И вот вы берете комок воска, делаете с него форму и заливаете в нее бронзу. Готово! А теперь вооружаетесь напильником, cварочным аппаратом и «болгаркой» и из невнятной формы куска бронзы наконец-то начинаете творить прекрасное! Приблизительно то же самое происходит, когда вы балансируете изображение в CMYK. Никогда так не делайте. В отличие от абстрактной модели RGB в CMYK заложены кроме цвета такие параметры, как генерация черного и предельная сумма красок. Вы знаете, что с ними происходит в процессе глобальных исправлений? То-то же. Я бы и не стал об этом упоминать, но во многих «серьезных» изданиях по полиграфическому цвету рекомендуется именно такой способ действий. Так прям и начинают: «Конвертируйте изображение в CMYK…»

 

Баланс цвета в RGB

 

Тут есть нехитрый фокус. Я в свое время открыл его для себя и до сих пор им пользуюсь, и другим советую. Открываете окно Curves, нажимаете на кнопку Auto, и все концы диапазонов во всех каналах сводятся друг к другу, сразу образуя черную и белую точки. Если на картинке есть еще и область, которая должна быть нейтрально серой, то вам повезло — тыкаете в нее серой (средней) пипеткой, и балансировка завершена. Этот халявный фокус проходит в 99 случаях с полиграф. отпечатками, в 80 — с фотоотпечатками, и в 50–60 — со слайдами. Времени он отнимает секунду, так что всегда можно его попробовать.

Примечания:

Этот метод годится только для изображений, реально имеющих черную и белую точки. Черная точка есть почти всегда, а вот с белой могут быть проблемы. В этом случае после сведения диапазонов поканально возвращаете «светлые» концы кривых в исходное положение (0, 0).

Так как минимальные значения растра плохо пропечатываются (или совсем не), рекомендуется, еще до проведения операции, дважды щелкнуть по белой пипетке и выставить следующие значения CMYK: С5, М3, Y3.

Общий принцип баланса в RGB: черный — 0, 0, 0, белый — 255, 255, 255, а любой уровень серого выражается тремя равными значениями. В «Основах цвета» я уже упоминал о дополнительности цмыковых и ргбэшных цветов. Этот факт дает чудесную возможность работать в RGB, одновременно мысля в CMYK. Итак, напоминаю: Маджента<-->Зеленый,Циан<-->Красный,Желтый<-->Синий. Если еще вспомнить, что добавления-убавления цвета в этих моделях происходят наоборот… Короче: открываем Curves, и работаем с цианом в окошке красного, с желтым в окошке синего и т.д. Причем, повторяю: эти цвета — абстрактны!

 

КОРРЕКЦИЯ ТОНА

 

Высветлять или утемнять различные участки тонового диапазона можно посредством общей кривой RGB. При этом надо учитывать, что в процессе меняется вместе с тоновой и цветовая контрастность картинки. Если это критично, лучше перевести изображение в модель Lab и попользоваться кривой Lightness, она оперирует только тоном и не трогает цвета.

 

ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ В ФОТОШОПЕ

 

Не хочу даже пытаться охватить здесь все возможные случаи коррекции цвета. Лучше расскажу о проблеме, которая давно достает пользователей фотошопа. Связана она с шоповскими таблицами цветоделения, а именно — при конвертации в CMYK темные, т.н. «глубокие» цвета (типа темно-синего,темно-красного и т.д.) безнадежно умирают, превращаясь в нечто невнятно-грязное.


011
012

Видите? Вот и всегда так. Что можно сделать в  таком случае? Во-первых, еще в RGB нажимаете Сtrl+Y (фотошоп при этом покажет результат цветоделения) и выделяете проблемный цвет инструментом Color Range. Во-вторых, не снимая селекции, производите цветоделение путем нажатия кнопки CMYK, достаете окно Curves и проделываете следующие манипуляции:

1) в окне дополнительного (к проблемному) цвета «темный» конец кривой понижаете до 10–20%:


C01

2) «нужные» цвета поднимаете:


C02
C03

3) для восполнения «темноты» можете добавить немного черного (помните, что по кроющей способности черный в три раза круче остальных цветов):


C04

Вот и все. Для успешного восстановления надо только постараться точно выделить проблемный цвет. Если же таковых несколько, можно выделить их поочередно, сохраняя селекции в виде альфа-каналов. Помните, все это производится перед самым цветоделением, не раньше, чем сделаны все операции в RGB!

 

ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ

 

Теперь — самое страшное. ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ.

1. Звоним в типографию и узнаем там два нужных нам параметра печати — предельную сумму красок (total ink limit) и растискивание растровой точки (dot gain).

2. В Фотошопе открываем окно настройки цвета (Color Settings), в меню CMYK выбираем Custom и вбиваем эти значения. Кроме этого, тип цветоделения выбираем GCR (если печатать будем не на газетной бумаге), генерацию черного оставляем Medium, сам черный ограничиваем 95%, UCA (добавление цветов в тенях) — 20–30%.

3. Даем этим установкам имя (название той самой типографии, например) и сохраняем их в надежное место. Теперь для того, чтобы в  любой момент настроиться под эту типографию, нужно только нажать на кнопку Load и загрузить готовые параметры.

4. Берем файлы RGB и конвертируем их в CMYK.

 

Использованны материлы из библиотеки НАДПРОФ

 

 


Полезная информация:
Похожие материалы :
Еще информация:

 
© 2015 Advert Printing Technology
Время работы сайта