InforPrint.ru. Рекламная полиграфия. Информационный технопортал.

> Home Статьи Полиграфия Флексография или офсет — основные отличия

Флексография или офсет — основные отличия

Статьи о технологиях и оборудовании

Флексография против офсета

 

Как известно, в традиционной полиграфии существуют 3 основных (классических) способа печати: плоская (офсетная) высокая и глубокая. С офсетной печатью в нашей стране уже многие давно и хорошо знакомы. Её недостатки и достоинства прекрасно знают как профессионалы-печатники, так и заказчики полиграфической продукции. Существует великое множество офсетных типографий, печатающих самую различную полиграфическую продукцию, начиная от газет и журналов, и кончая картонной упаковкой и самоклейкой. Поэтому, когда на предприятии встает вопрос о том, что бы что-либо напечатать, или - более того - приобрести собственную типографию, то автоматически подразумевается, что речь идет об офсете. Между тем во всем мире (кроме 1/6 его части) активно развивается такая отрасль полиграфии, как флекс. Причем развитие флексографии идет гораздо более быстрыми темпами, чем офсет, постоянно расширяются области ее применения и возможности. Очевидно, что в нашей стране хоть и с традиционным опозданием тоже ожидается серьезный рост спроса на флексографию. Причинам и последствиям такого роста и посвящена данная статья.

 

Технологические особенности

 

Флексография - это разновидность высокой печати, использующая эластичные (гибкие) печатные формы и низковязкую краску. Флексографские машины изначально разрабатывались для печати на упаковочных материалах и практически не имеют ограничений по типу запечатываемого материала. Как правило, материал выбирается исходя только из технологического процесса, который необходим для создания упаковки или иной продукции. Возможно использование бумаги, любого вида картона (мелованный, со специальным покрытием, ламинированный и т.д.), печать на самоклейке, металлической фольге, пленочных полимерных материалов любого типа и толщины (современные производители используют специальные средства для печати на ультратонких, чувствительных к нагреву пленках, как, например уникальная система "холодное зеркало"). Кроме того, возможно печатать на нестандартных материалах с грубой фактурой, таких, как, например ткань.

 

Строение и многофункциональность

 

Среди флексографских машин можно условно выделить узкорулонные с шириной печати до 600 мм.

, и большие прессы, с шириной рулона 600 и более миллиметров.

Кроме того, существуют специализированные листовые флексографские машины, предназначенные в основном для печати на гофрокартоне и других толстых упаковочных материалах. Большие флексографские прессы с шириной рулона более 600 мм. имеют, как правило, планетарный или агрегатный (ярусный) тип построения. Такой тип машин имеет высокую скорость, но при этом низкую оперативность при переходе с тиража на тираж и рассчитан на очень большие тиражи. Обычно это очень большие и сложные в обслуживании машины, требующие больших капиталовложений. Однако в настоящее время получили самое широкое распространение узкорулонные флексографские машины, не требующие больших вложений и обеспечивающие при этом достаточную производительность и функциональность. Стоимость такой машины может быть на порядок меньше стоимости большой флексографской машины, что означает, что ее могут приобрести не только крупные комбинаты, но и средние и даже малые типографии. Узкорулонные машины имеют в основном линейный (секционный) тип построения. Современные технологии флексографской печати обеспечивают высочайший уровень качества печати, а секционный тип построения позволяет формировать конфигурацию, максимально соответствующую нуждам и возможностям конкретного заказчика. Кроме того, такие машины легко комбинируются в одну линию с различными отделочными устройствами, что значительно упрощает и ускоряет технологический процесс. Помимо флексографских печатных секций на них устанавливаются устройства вырубки/высечки, удаления облоя (для самоклейки), горячего тиснения, ламинации, УФ-лакирования, ламинирования, разрезки на листы и разделения на несколько рулонов, секции трафаретной печати и многие другие. Все это дает возможность сосредоточить весь технологический цикл в одном агрегате и получать на выходе готовое изделие, будь то гибкая рулонная упаковка или раскрой коробки.

 

Красочный аппарат и краски

 

Строение красочного аппарата любой печатной машины связано в первую очередь со свойствами используемой краски. Во флексографии используются жидкие краски, вязкость которых близка к вязкости воды. Это дает возможность отказаться от сложной системы из 10-20 раскатных валиков, которая используется для получения тонкого красочного слоя в офсетных машинах. Флексографский красочный аппарат состоит всего из 3-х валиков. Резиновый валик, вращающийся в красочном резервуаре, передает краску на стальной или керамический передаточный валик, на поверхности которого имеются мельчайшие углубления. Такой валик называется растровым или анилоксовым. Избыток краски с его поверхности удаляется с помощью ракельного ножа. После этого дозированный слой краски с анилоксового вала переходит на печатные элементы формы, установленной на печатном цилиндре, и с нее - на запечатываемый материал.

Печатные и пробельные элементы на форме разнесены физически по высоте. Это приводит к тому, что отпадает необходимость зональной регулировки краски, и, кроме того, нет надобности в аппарате увлажнения. Все это сильно удешевляет конструкцию машины и делает простой и быстрой наладку на тираж.

Помимо относительной простоты строения печатного аппарата, использование жидкой краски дает еще одно преимущество, которое делает флексографию незаменимой в пищевой промышленности. Это возможность использования водорастворимых красок, необходимых при изготовлении упаковки для пищевых продуктов.

 

Формы

 

Для флексографской печати используются гибкие фотополимерные формы. Именно от них флексография и получила свое название. Такие формы имеют целый ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с формами, используемыми в других типах печати. Они сочетают в себе простоту изготовления (процесс, несколько похожий на изготовление офсетной формы) с высокой тиражестойкостью, присущей формам при высокой и глубокой печати. Тиражестойкость фотополимерной формы превышает тиражестойкость обычной монометалической офсетной формы на порядок и составляет от 1 до 5 миллионов оттисков. Эластичность формы позволяет ей работать и как декель, что исключает процесс приправки, а так же печатать на материалах с такой грубой фактурой, на которой печать офсетным способом вообще невозможна.

 

Сравнение экономических характеристик

 

Итак Вы планируете организовать производство полноцветной полиграфической продукции, требующей дополнительной отделки: тиснения фольгой, вырубки ламинации. Допустим, что Вы не собираетесь печатать высокохудожественные работы с линиатурой более 200 линий на дюйм. Оставим в стороне материалы, на которых офсетом печатать принципиально невозможно, и посмотим, насколько экономически эффективно было бы применение флексографской или офсетной машины. Сразу оговорюсь, что данная статья не претендует на полноценный экономический анализ, а дает только приблизительную оценку. Тот, кого заинтересуют представленные выкладки, может обратиться непосредственно к автору статьи для получения более подробной информации.

Возьмем офсетную и флексографскую машину близкой конфигурации, а именно: формат А3 или близкий к нему, 5 красочных секций и секцию УФ-лакировки. Дооснастим офсетную машину высокоскоростным автоматическим тигельным прессом и ламинатором. Таким образом, получим примерно равные (с учетом всего вышесказанного) по своим возможностям типографии. Для примера с одной стороны возьмем одну из наиболее привлекательных по цене и качеству печатную машину RYOBI 525НХХ и автоматический тигельный пресс KLUGE EDH 13 x 19 (производительность данного пресса намного меньше, чем производительность печатной машины, однако желающие могут прикинуть стоимость пресса по производительности сравнимого с печатной машиной - она легко превысит стоимость всего указанного ниже комплекса). С другой - флексографскую машину одного из ведущих мировых производителей оснащенную устройством высечки, горячего тиснения, разрезки на листы и ламинатором и сравним их стоимость, производительность и другие производственные характеристики. Результаты расчетов приведены в табл. 1.

 

Табл. 1

  Офсетная машина и тигельный пресс Флексографская машина
Максимальный формат 36 х 52 см. 33 х 61 см.
Скорость печати (отт/час) 13 000 21 000 (при формате 33 х 44 см.)
Производительность (кв. метров в час) 2 433 3 049
Минимальная технологическая площадь 80 кв. метров 30 кв. метров
Обслуживающий персонал 3-4 чел. 1-2 чел.
Стоимость (ориентировочно) $ 880 000 $ 380 000

 

Как уже отмечалось выше, тиражестойкость флексографских форм очень велика, что приводит к удешевлению продукции при больших тиражах. Уникальное свойство флексографской печати - возможность практически произвольно менять как длину, так и ширину печати - позволяет использовать форму именно того размера, который необходим для печати. Кроме того, в некоторых случаях это позволяет еще больше увеличивать производительность по сравнению с офсетной машиной. Так, например, для офсетной машины безразлично, имеет ли раскрой коробки максимальные размеры или занимает только 75% - все равно производительность машины будет 13 000 коробок в час, тогда как флексографская машина в этом случае будет работать в полтора раза быстрее. Таким образом видно, что с экономической точки зрения покупка флексографской машины вполне оправдана: необходимые начальные вложения для покупки полного комплекса гораздо меньше, а соотношение цена/производительность делает несравнимо более коротким срок окупаемости при адекватной загрузке.

 

Расширение областей применения

 

Конечно, было бы неправильным говорить, что флексографская машина может полностью заменить офсет. Существуют области, в которых невозможно заменить офсетную машину как, впрочем и наоборот. Однако технологии как печатные, так и допечатной подготовки неуклонно развиваются. Современные флексографские машины способны воспроизводить растры с линиатурой 60 линий на см. и выше, что до сих пор во многих случаях считается стандартом при офсетной печати. Специальные средства допечатной подготовки позволяют точно учитывать искажения, возникающие при печати и добиваться прекрасной тонопередачи. Не надо забывать, что модное ныне стохастическое растрирование было разработано специально для низколиниатурной печати, каковой в то время и являлась флексография.

Изначально флексографские машины разрабатывались для печати в основном на упаковочных материалах. И сегодня упаковка составляет большую часть в портфеле заказов флексографских машин. Как известно, именно упаковка в значительной степени влияет на привлекательность того или иного товара для потребителя. В условиях все обостряющейся конкуренции российских производителей получает преимущество тот товар, который имеет яркую, красочную упаковку, выполненную на высоком профессиональном уровне. Это может быть и мягкая упаковка из полиэтилена или других полимерных материалов и картонная или бумажная упаковка и получающие в последнее время все большее и большее распостранение самоклеющиеся этикетки. Для изготовления всех этих видов упаковки идеально подходит флексография. Кроме того в современных условиях заказчики очень требовательно относятся к качеству печати, требуются небольшие тиражи и высокая оперативность. Именно по этому наиболее активно развиваются именно узкорулонные машины, которые способны удовлетворить всем этим требованиям.

Однако не только упаковка может быть напечатана на флексографских машинах. Сфера их применения стремительно расширяется. Сегодня множество различных видов полигафической продукции во всем мире печатают, используя флексографию. Это "сухая" этикетка, журналы, рекламная продукция, книги, газеты и газетные вкладки. Например в США до 90% книг карманного формата печатают флексографским способом на печатно-отделочных линиях. Серьезную конкуренцию составляют флексографские машины и в печати газет. Кроме того, появляется рынок печати и на совсем не традиционных материалах, таких как, например, толстый пластик, ткань, заготовки для жалюзи и т.д.

 

 

Залесковский Михаил,
март, 1999 г

Статья вышла в журнале “Полиграфия” #2 за 1999 г.

 

 


Полезная информация:
Похожие материалы :
Еще информация:

 
© 2015 Advert Printing Technology
Время работы сайта