InforPrint.ru. Рекламная полиграфия. Информационный технопортал.

> Home Статьи Полиграфия Цвет: Репродукция или подделка

Цвет: Репродукция или подделка

Статьи о технологиях и оборудовании
 
Ответ на этот вопрос это вся деятельность полиграфии. Подделка или копия не являются таковыми, если это репродукция.   Рассмотрим проблемы, встречающиеся в процессе воспроизведения цвета на оттиске при печати, а также некоторые наиболее полезные инструменты, разработанные для управления различными "языками" цвета. Наша цель будет достигнута, если можно будет с удовлетворением взглянуть на окончательный напечатанный вариант изображений в своем проекте.
 

Проблема цвета.

  
Репродуцирование оригинала средствами полиграфии не является ни подделкой, ни копией, а полиграфической продукцией, репродукцией оригинального изображения или текста. Полиграфия тиражирует оригинал, воспроизводя его многократно с минимальными искажениями. В полиграфии существует в связи с этим еще понятие WYSIWYG.
  

Уточним, что это такое, подделка, копия, репродукция и WYSIWYG?

 

Подделка (фальсификация) – изготовление, как правило, копия произведения искусства с целью сбыта и наживы. Хорошая подделка это самое близкое по точности воспроизведения копии оригинала. Для отличия оригинала от подделки иногда необходимы специальные методы и длительная экспертиза.
 
Копия – точное воспроизведение текста или изображения по смыслу. Возможны неточности по воспроизведению цвета и форме. Допускаются копия в другом масштабе, нежели оригинал. В некоторых случаях копия одинаковы с подделкой, но то что это копия афишируется. Если это скрывается – это уже подделка.
 
Репродукция – воспроизведение текста или изображения средствами полиграфии или фотографии. Репродукция включает и копию и подделку. Репродукция самое широкое понятие этого класса. Все определяет цель изготовления.
 
WYSIWYG – режим полного соответствия, полного соответствия и цвета, которого видим на экране монитора компьютерной издательской системы и на тиражном оттиске, полученном на печатной машине. Так ли это на самом деле, если работаем в режиме WYSIWYG?
 
На практике соответствия между цветным изображением на оригинале и на оттиске, которого бы мне, и не только мне, хотелось, нет. Есть желание, есть калибровки, есть программы управления цветом, есть цветопробы, а желанного соответствия нет.
Легкость получения и изменения цвета на экране монитора порождает желание и зарождает надежду, что до полного соответствия осталось немного. Надо только аккуратнее работать, лучше и чаще калибровать, стабилизировать все полиграфические процессы, совместить профили и все получится. Однако, получается как всегда: есть только приближение к желаемому, но полного соответствия нет.
   
Нет и быть не может! Потому, что, когда мы наблюдаем разницу между изображениями на экране монитора издательской системы и на печатном оттиске, то имеем дело в конечном итоге с фундаментальными проблемами.
 
Цвета, наблюдаемые на экране, создаются путем комбинирования яркости красного, зеленого и синего излучения, испускаемого монитором при помощи электронных пушек.
Цвета на оттиске, создаваемые в печатной машине базируются на печатных красках триады – пурпурной, желтой и голубой, которые поглощают отдельные зоны спектра видимого света, отраженного от бумаги. Краски на бумаге не создают, а управляют цветом, поглощая отдельные зоны спектра света (видимого глазом излучения).
 
Цвета, создаваемые компьютером, базируются на принципах непосредственного восприятия глазом и мозгом три зоны деления спектра видимого света в природе – зеленая, красная и синяя. Максимальное и одинаковое излучение в трех зонах спектра, глазом видится как белый свет, а все одинаковые, но менее интенсивные излучения, в этих зонах воспринимаются глазом как градации серого. И полное отсутствие излучения воспринимается как черное.
 
Цвета, создаваемые на оттиске, базируются на принципах поглощения одну из трех зон (зеленая, красная и синяя) спектра видимого света, который отражается от бумаги (подложки оттиска). Если поглощается зеленая зона, то воспринимаем на оттиске пурпурный цвет, если синяя – желтый, а если красная – голубой. Если поглощение неполное, но одинаковое в трех зонах спектра, то на оттиске воспринимаем серый цвет, если полное (все три краски присутствуют в этой части оттиска в максимальном количестве) – черный цвет. Если нет красок и бумага белая, то – белый цвет.
   
Однако есть еще одна особенность реальных печатных красок триады (пурпурной, желтой и голубой), которая делает проблему соответствия оригинал-оттиск реально неразрешимой на практике. Печатные триадные краски не только неполно поглощают одну зону спектра, но и частично поглощают излучений соседних зон. Это проявляется в получении не черного, а коричневатого оттенка на оттиске в этой его части, где количество трех красок триады одинаковое и максимальное. И таким образом, можем констатировать, что это одна из причин использования четвертой черной печатной краски при печатании цветных изображений на бумаге с использованием триадных красок.
   
Необходимо отметить, что в предыдущих нескольких абзацах были обозначены основные причины фундаментальных проблем, которые делают полное соответствие цвета на экране монитора и на оттиски недостижимым.
   
Коротко сформулируем эти причины: разные принципы создания цвета в природе (растения, птицы, насекомые) и в искусственных системах (на печатном оттиске, на мониторе, на фотографии); субъективность самого восприятия цвета, который существует только благодаря существованию глаза и мозга и их способность воспринимать часть спектра излучения в природе как видимый свет; особенности реальных пигментов, красителей и люминофоров, которых человек использует для создания цвета в искусственно созданных системах.
 
Цвет привлекает внимание, создает настроение и усиливает воздействие любого сообщения. Неудивительно, что с распространением доступных и простых в обращении настольных средств сканирования, управления и печати цветных изображений использование цвета в печати становится все более популярным.
Однако удовлетворенность результатами печати, как уже отметили, далеко отстает от расширяющегося использования цвета.
Одна из причин всеобщего недовольства заключается в том, что многие пользователи не стараются обучиться основам воспроизведения цвета, часто ждут неоправданно высоких результатов или делают ошибки, которых легко можно было бы избежать.
  
Вторая причина связана с фундаментальными различиями между характером восприятия цвета человеческим глазом и способом его воспроизведения сканерами, мониторами, аналоговыми и цифровыми камерами, а также красками, используемыми для печати. Важно понимать и учитывать эти различия.
 
Далее рассмотрим некоторые проблемы, встречающиеся в процессе воспроизведения цвета на оттиске при печати, а также рассмотрим некоторые наиболее полезные инструменты, разработанные для управления различными "языками" цвета. Наша цель будет достигнута, если можно будет с удовлетворением взглянуть на окончательный напечатанный вариант изображений в своем проекте.
 

Цветовые пространства  

gamuts
 
Яблоки красные, небо голубое, а трава зеленая.
Однако существует огромное количество сортов яблок. Цвет неба меняется в зависимости от времени дня, а цвет травы может приближаться к коричневому или желтому в зависимости от времени года, разновидности травы или от того, сухая или дождливая стоит погода.
Даже в объектах природы наблюдаются огромные цветовые различия.
Как же в таком случае можно точно передать цвет?
 
Эти примеры показывают, насколько сложной может быть проблема описания цвета в точных универсальных терминах.
Решением этой задачи занимаются ученые, посвятившие себя проблеме цвета.
Сканирование, редактирование, вывод изображений на фотопленку, формную пластину и печать на бумаге были бы невозможны без универсальных "языков" цвета, без способа точного описания цвета в стандартизированных цифровых выражениях.
 
Цветовые пространства (модели описания цвета), являются средствами количественного описания цвета и различия между оттенками цвета.
Независимо от того, что лежит в основе, любая цветовая модель должна удовлетворять трем требованиям:
 
-Цвет в модели должен быть определен стандартным способом, не зависящим от возможностей какого-то конкретного устройства.
-Модель должна точно определять гамму (диапазон, цветовой охват) задаваемых цветов (никакое множество цветов не является бесконечным).
-В модели должно учитываться, что эта гамма определяется особенностями восприятия, пропускания или отражения света.
 
Существует много различных цветовых моделей, но все они принадлежат к одному из трех типов: психологические (по восприятию), аддитивные (основанные на сложении) и субтрактивные (основанные на вычитании). При обработке изображений при подготовке к печати имеют дело с тремя цветовыми моделями: CIE Lab - психологическое цветовое пространство, RGB - аддитивное цветовое пространство и CMYK - субтрактивное цветовое пространство. Любое преобразование цвета из одного пространства в другое влечет за собой потерю данных о цвете в изображении.
 

Аддитивная модель цвета и аддитивный синтез 

 
Цветовая модель RGB является естественным "языком" цвета для электронных устройств ввода изображения, таких как мониторы компьютеров, сканеры и цифровые камеры, в которых воспроизведение цвета основано на излучении или пропускании света, а не на его отражении от подложки при создании изображения.
Цветовая модель RGB называется аддитивной моделью цвета, потому что цвета в ней генерируются суммированием световых потоков. Таким образом, вторичные цвета всегда имеют большую яркость, чем использованные для их получения основные цвета - красный, зеленый и синий, так как энергия отдельных зон спектра суммируется. В модели RGB (как было отмечено) сумма красного, зеленого и синего цветов максимальной одинаковой интенсивности дает белый цвет. Сумма одинаковых значений красного, зеленого и синего дает нейтральные оттенки серого цвета, причем малые яркости основных цветов дают более темные серые тона, а большие - более светлые.
Однако, следует заметить, что цвета, генерированные одним устройством, могут существенно отличаться от цветов, которые воспроизведет другое устройство.
 
rgb cmyk
 

Субтрактивная модель цвета и субтрактивный синтез  

 
Если вычесть один из основных цветов RGB из белого, то получится цвет, дополнительный к красному, зеленому или синему. Если вычесть красный, то зеленый и синий дадут голубой цвет C (cyan); если вычесть зеленый, то красный и синий дадут пурпур M (magenta), а если вычесть синий, то красный и зеленый дадут желтый цвет Y (yellow). Мы получили модель СМУ, три из четырех компонентов модели СМУК, которая является основой полиграфии.
  
В субтрактивной модели цвета или как ее чаще определяют как модель СМУК, при смешивании двух или более основных красок дополнительные цвета получаются посредством поглощения одних световых волн спектра белого света и отражения других. Так, голубая краска поглощает красный цвет и отражает зеленый и синий; пурпурная краска поглощает зеленый цвет и отражает красный и синий; а желтая краска поглощает синий цвет и отражает красный и зеленый.
 
В аддитивной модели цвета RGB световые потоки суммируются, производя более яркие цвета, а в субтрактивной модели СМУК световые потоки вычитаются, генерируя более темные цвета. Если учесть светонепроницаемость бумаги, которая скорее отражает свет, чем пропускает его, то становится понятно, почему такие яркие цвета в изображении на мониторе становятся темными и унылыми в отпечатанной иллюстрации на оттиске.
 
Работая при подготовке цветного изображения к печати в модели RGB, следует просмотреть изображения в СМУК, чтобы точно спрогнозировать и откорректировать цвета СМУК (конечно, если это возможно в используемом пакете редактирования изображений).
 
Необходимо учитывать, что среда воспроизведения цвета также влияет на воспринимаемый цвет, чем модель синтеза цвета. Так, для фотографических диапозитивов и фотоотпечатков, а также для печатания оттисков используются краски с пигментами из СМУ, но диапозитивы имеют более широкий динамический диапазон (интервал оптической плотности), потому что свет идет через слой краски (красителя) непосредственно к глазам наблюдающего. При восприятии фотоотпечатков (фотографий) и печатных оттисков свет сначала проходит через слой краски, а затем отражается от бумаги, что существенно уменьшает его интенсивность.  
 

Как связаны между собой модели RGB и CMYK? 

 

Цветовые модели RGB и CMYK являются дополнительными друг к другу, по крайней мере, в первом приближении, теоретически. Смесь равных количеств голубого, пурпурного и желтого цветов красок должна давать нейтральные серые тона; при максимальном и одинаковом количестве основных красок в одном участке изображения должен получаться на этом участке изображения черный цвет (дополнительный к белому в цветовой модели RGB).
 
Однако, смесь максимально интенсивных основных цветов СМУ дает не черный цвет, а грязно-коричневый, и связано это с наличием примесей в красящих пигментах и печатных красках.
Голубая краска обычно имеет избыток синего, а пурпурная и желтая - избыток красного цвета. В результате серое полутоновое изображение, непосредственно преобразованное из RGB в СМУ, после печати на оттиске приобретает красный или пурпурный оттенок.
  
Для решения этой проблемы при синтезе серого (черного) цвета на оттиске к трем цветным краскам триады добавляют четвертый черный цвет.
Черный цвет является ключевым цветом (К), который добавляют к голубому, пурпурному и желтому для получения более четких, глубоких черных тонов и оттенков. Отсюда и буква «К» в аббревиатуре СМУК от английского слова «Key» – ключ.
Конечно, добавление четвертого черного цвета искажает уравнение преобразования RGB в СМУК, усложняя процесс достижения цветового соответствия между RGB и СМУК.
   
В любом случае, на какие бы ухищрения и уточнения не шли, как бы не старались, и как бы это страстно не желали, но простого взаимно однозначного соответствия между этими цветовыми пространствами не существует.
Многие приятные для глаза цвета, которые видны на мониторе, не могут быть воспроизведены красками на оттиске.
Поэтому в ходе преобразования также производится автоматическая корректировка, позволяющая учесть то обстоятельство, что (опять-таки из-за примесей в красках) для получения нейтрального серого цвета голубая краска должна наносится на оттиск больше, чем пурпурная и желтая. Это и есть знаменитый параметр «баланс по серому» в полиграфических технологиях.
Поэтому при преобразовании цифрового изображения из модели RGB в CMYK. отмечается сдвиг цвета к голубому. Точное значение сдвига зависит от используемых при печатания триад красок и типа бумаги, а также от технологии печати (листовая, рулонная, по сухому или по сырому, если речь идет об офсетной печати).
 
Наконец, последняя проблема, которую следует учитывать, при преобразовании реального цвета из модели RGB в модель СМУК. Эта проблема связана с тем, что цветовое пространство является зависимым от устройства, в котором оно воспроизведено, и, в котором синтезируется цвет.
 
Как каждый монитор и сканер воспроизводит цвет RGB немного по-другому, так и каждый тип цветного принтера, тип станка для печати пробных оттисков, а также и тип печатной машины, печатающей тираж издания, воспроизводит цвет, немного отличающийся друг от друга в модели СМУК. Подобная аппаратная зависимость для устройств, работающих на основе моделей RGB и СМУК, отчасти объясняет, почему калибровка и управление цветом столь важны для профессионалов в области полиграфических технологий, работающих с цветными изображениями.
   
Как мы уже показали модели RGB и СМУК связаны друг с другом. Однако, их взаимные переходы (конвертирование) не происходят без потерь, так как цветовой охват у них разный. Снижение этих потерь требует выполнения сложных калибровок всех аппаратных средств издательских компьютерных систем перед работой с цветными изображениями. Калибровать необходимо сканеры (они осуществляют ввод изображения), мониторы (по ним судят о цвете и корректируют его) и выводное устройство (оно создает фотоформы или печатные формы при подготовке издания к печати). Так же необходима наладка (калибровка) полиграфического оборудования для процесса печатания - рамы экспонирования, процессора обработки формных пластин и самой печатной машины, выполняющей печатание.
 

Автотипный синтез цвета 

 
В полиграфии при воспроизведении цветных полутоновых оригиналов способами офсетной и высокой печати ввиду растрового построения цветного изображения на оттиске (цветной репродукции) имеет место синтез цветов, содержащий признаки как аддитивного, так и субтрактивного синтезов, и описание цвета на оттиске только одной из моделей RGB или СМУК всегда будет неполным.
   
Автотипный синтез цвета это воспроизведение цвета, при котором цветное полутоновое изображение формируется на оттиске разноцветными растровыми элементами (точками или микро-штрихами) с одинаковой светлотой (насыщенностью) отдельных печатных красок, но различных размеров и форм. При этом эффект полутонов сохраняется благодаря тому, что темные участки оригинала воспроизводятся более крупными растровыми элементами, а светлые - более мелкими.
 
Рассмотрим более подробно, из каких цветных микроэлементов составлено цветное изображение на оттиске.
На печатном оттиске в создании цветовых оттенков изображения при триадной печати участвуют 17 разноокрашенных растровых элементов: незапечатанная бумага, четыре одинарные (основные цветные печатные краски триады желтая Ж, пурпурная П, голубая Г и черная Ч), три бинарные (парные) наложения трехцветных печатных красок (Ж+П, Ж+Г, П+Г), двойные наложения цветная + черная (Ж+Ч, П+Ч, Г+Ч), тройные наложения основных печатных (цветные и черная (Ж+П+Ч, Ж+Г+Ч, П+Г+Ч, Ж+П+Ч), тройное наложение трех цветных красок триады (Ж+П+Г) и наложение всех четырех красок триады (Ж+П+Г+Ч).
 

Пуантализм 

 
Французские художники изобрели в живописи подобный автотипному синтезу художественный прием, назвав его пуантализмом. Он был изобретен для создания ярких и чистых цветов на полотне. Суть приема состоит в нанесении на холст четкие раздельные мазки (в виде точек или мелких прямоугольников) чистых красок в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от механического смешения красок на палитре. Изобрел пуантилизм французский живописец Жорж Сёра на основе теории дополнительных цветов.
Было замечено, что оптическое смешение трех чистых основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь красок.
Пуантилистическая техника помогла создать яркие, контрастные по колориту пейзажи П. Синьяку и тонко передающие нюансы цвета полотна Ж. Сёра, а также повысить декоративность картин многим их последователям, например итальянскому живописцу Дж. Балла.
 

Почему в полиграфии для синтеза цвета на оттисках не используют модель синтеза цвета RGB?  

 
   Один из наиболее каверзных вопросов для студентов-полиграфистов: почему для синтеза цвета на оттиске не используют RGB, несмотря на явное превосходство и то, что человеческий глаз воспринимает красный, зеленый и синий как первичные цвета?
   Прежде всего, если на оттиске имеются только красная, зеленая и синяя краски, то, как получить желтый цвет? А оранжевый?
   Наши глаза реагируют на красный, зеленый и синий свет. Краска на бумаге используется только для того, чтобы управлять светом. Пурпурная краска на оттиске, например, используется для управления количеством зеленого света, отражающегося от белой бумаги. Чем больше пурпурной краски на оттиске, тем меньше зеленого света. В то же время пурпурная краска на оттиске мало влияет (или вообще не влияет) на красный или синий свет, пропуская их почти полностью.
   Таким образом, каждая краска печатного процесса используется для управления одной из первичных составляющих света. Проблема использования, например, красной краски в печати в том, что она управляет двумя составляющими. Красная краска поглощает как синий, так и зеленый свет. Ее использование сделало бы невозможным воспроизведение цветов, образующихся при отсутствии одной составляющей. Мы видим, например, желтый цвет, когда от бумаги оттиска отражается красный и зеленый свет.
   Короче говоря, ответ один: для синтеза цвета на оттиске используют голубую, пурпурную и желтую краски, поскольку с их помощью можно получить красный, зеленый и синий цвета, тогда как с помощью красной, зеленой и синей красок нельзя получить голубой, пурпурный или желтый цвет.
 

Точность воспроизведения оригинала на печатном оттиске

 
Цель полиграфического репродуцирования состоит в возможно более точном воспроизведении изображения оригинала на оттиске.
К сожалению, как было уже подчеркнуто и мы должны это снова отметить, а именно, что полностью идентичное воспроизведение полутоновых, в особенности цветных, изображений оригинала на оттиске практически недостижимо. В наиболее распространенном случае, когда оригинал представляет собой фотографическое полутоновое изображение на фотопленке (слайд), идентичное его воспроизведение на оттиске невозможно по следующим причинам, имеющим фундаментальный характер:
 
> оттиск изготавливается на иной подложке, нежели оригинал. Оттиск печатают, как правило, на бумаге, а оригинал может быть изготовлен на фотобумаге, фотопленке или на бумаге для рисования. Вследствие этого на свободных от красящего вещества участках изображения появляются различия в белизне, глянцевости и гладкости (шероховатости) поверхности подложки;
 
> оттиск изготавливается с использованием различных видов печатных красок. Изготовление оригинала имеет свои технологические и технические особенности с применением различных материалов. Например, изготовление фотоизображения и рисованного оригинала - это разные технологии, следовательно, и разные материалы. Спектральные характеристики печатных красок, фотоматериалов и художественных красок разные. Следовательно, цветовой охват разный, и они визуально будут восприниматься по-разному при смене освещения;
 
> оттиск всегда имеет растровую структуру, в то время как оригинал имеет, как правило, непрерывную структуру полутона и контура. Следует, однако, заметить, что растровая структура не всегда сказывается отрицательно на точности воспроизведения тона и цвета, но существенно влияет на передачу тонких линий контуров и мелких деталей полутонового изображения;
 
> оттиск, обычно, имеет другой масштаб, нежели оригинал. Изменение масштаба влечет за собой соответствующие изменения в восприятии светлоты и насыщенности цвета. Это можно компенсировать только опытным путем, меняя градационную кривую репродуцирования. Однако точные закономерности такой компенсации при полиграфическом воспроизведении изображения неизвестны;
 
>оттиск, как правило, изготавливается на бумаге и картоне. Слайды изготавливают на прозрачной пленке. Восприятие изображения оригинала проводится в проходящем свете, а оттиска - в отраженном свете. Разные виды освещения, понятно, оказывают влияние на точность оценки оттиска при сравнении с оригиналом;
 
>интервал оптической плотности оттиска меньше по сравнению с интервалом оптической плотности оригинала. Интервал оптической плотности (Dmax - Dmin) слайда редко бывает ниже 2,50 D. Фотографии характеризуются интервалом, в большинстве случаях, не менее 2,00 D. Интервал оттиска не превышает 1,85 D.
  
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать следующий очень существенный вывод: расхождения между изображениями на оригинале и оттиске практически неизбежны.
 

Точность воспроизведения цвета на оттиске 

 
Для цветных изображений советский ученый Н.Д. Нюберг (в работе "Цветная фотомеханическая репродукция" ГИДП, Москва - Ленинград, 1941 г.) предложил использовать три уровня точности воспроизведения цвета на оттиске: физической, физиологической и психологической.
 
Физическая точность воспроизведения цвета на оттиске не может быть реализована в полиграфии, так как спектральные характеристики печатных красок существенно отличаются от спектральных характеристик красителей оригиналов, как уже было отмечено ранее.
 
Физиологическая точность воспроизведения цвета на оттиске, или, согласно более поздно принятой терминологии, колориметрическая точность, это когда цвета, созданные красителями с разными спектральными характеристиками, визуально воспринимаются одинаково при постоянной спектральной характеристике освещения. При изменении спектральной характеристики освещения цвета становятся визуально различимыми. Здесь следует обратить внимание на то, что физиологическая точность возможна только при условии, что цветовой охват изображения оригинала не выходит за пределы цветового охвата применяемых при печатании оттиска красок и бумаги. Так как изображение оригинала и оттиска оценивают в одинаковых условиях освещения, то соответствие возможно при условии полного перекрывания цветового охвата оригинала охватом оттиска. В случае, когда цветовой охват оригинала выходит за пределы цветового охвата бумаги и печатных красок (частичное перекрывание), физиологическая точность невозможна. И тогда воспроизведение цвета на оттиске можно оценивать только в рамках психологической точности.

Рассмотрим понятие психологической точности воспроизведения цвета на оттиске на примерах.

 
Например, перед нашими глазами цветное изображение, напечатанное на белой бумаге офсетным способом. На изображении есть большие незапечатанные участки бумаги и участки, запечатанные насыщенными красками, например, красные помидоры, зеленая трава, голубое небо. Это изображение можно рассматривать в самых различных условиях: при солнечном дневном освещении, вечером при освещении лампы накаливания, керосиновой лампы, свечей или Луны. Общеизвестно, что солнечный свет - белый, лампы накаливания - желтый, свечей - оранжевый. При всех видах освещения белые поля бумаги остаются для глаза белыми, помидоры - красные, трава - зеленая, небо - голубое. Хотя все понимают, что на самом деле по спектру это не так. Мозг вносит свои коррективы в соответствии с жизненным опытом. Только при лунном свете изображение будет намного контрастнее, и иметь металлический оттенок. Человек - дневное существо, и особенности нашего ночного зрения не может скорректировать даже мозг. Общеизвестно, что ночью все кошки черные и все помидоры спелые.
Вот таковы рамки психологической точности воспроизведения цвета на оттиске.
  
Спектральные характеристики цвета изображения оригинала и оттиска могут быть разные. Даже если некоторые оттенки цвета на оттиске отсутствуют, то все равно мозг внесет соответствующие изменения в восприятии при условии, что сохранены соотношения (цветовой контраст) между отдельными оттенками цвета.
Среди нас живут около 6% дальтоников, но многие из них даже не подозревают, что они не различают цветовой контраст между некоторыми оттенками цвета. Для них цветные изображения такие же цветные, как и для всех остальных. И если снова вернуться к оценке изображения на оттиске, то следует заметить, что психологической точности воспроизведения вполне достаточно.
   
Необходимо также учесть, что очень редко оттиск и оригинал рассматривают вместе и сравнивают. Сравнения оттиска с оригиналом, как правило, происходит на бессознательном уровне. Поэтому самые большие сложности возникают с памятными цветами, например такими, как цвет лимона, апельсина, сирени, неба, травы, и особенно с телесными цветами. Для них любой посторонний оттенок резко заметен и психологически неприемлем. Поэтому очень неприятно, когда лицо на оттиске имеет синий или явно выраженный розовый оттенок.
   
Итак, подведем черту: В полиграфии психологическая точность воспроизведения цвета на оттиске является определяющей и решающей при визуальной оценке качества цветного изображения оттиска, как при наличии, так и при отсутствии оригинала.
Следовательно, психологически точное воспроизведение цветного изображения оригинала на оттиске можно считать необходимым и достаточным условием, предъявляемым к печатной продукции.
И как завершения наших рассуждений выделим основную задачу, которую решают полиграфические технологии: высококачественная печать цветных изображений, максимально приближенных по воспроизведению цвета к оригиналу. Совершенству нет предела, особенно когда речь идет о предмете, связанным с восприятием цвета.
 

Калибровки звеньев системы репродуцирования изображения в полиграфии 

 

Калибровка это процесс обеспечения непротиворечивого представления цвета всеми звеньями системы в производственном цикле.
Калибровка может быть обеспечена программными или аппаратными средствами или обеими сразу.
Если во всех изданиях используются идентичные параметры печати (например, при сотрудничестве только с одним ежемесячным журналом), изображения всегда выводятся с помощью одной системы печати пробных оттисков и одного имиджсеттера, а печать всегда производится на одной печатной машине, то верность цвета можно обеспечить с помощью базовых программных утилит калибровки периодически корректируя дрейф.
Для дорогостоящих изданий, где согласование цвета критически важно для всех пользователей, с которым приходится иметь дело лучше использовать аппаратные и программные средства калибровки перед работой над каждым изданием. 
 

Системы управления цветом  

   
Если калибровка гарантирует цветовую совместимость между звеньями единой системы, то сфера использования управления цветом более широка - это проблема стандартизированного определения цветовых характеристик любого устройства, что позволяет согласованно переносить цвет с любого устройства произвольной системы на любое другое устройство.
Очень часто возникает вопрос о реальной потребности в программном обеспечении системы управления цветом? Оно не понадобится, если изображения получают всегда из одного источника, обрабатывают на одном мониторе и выводят на одно устройстве, а также регулярно вручную калибруют каждое устройство ввода и вывода.
   
Система управления цветом необходима когда:
> Исходные изображения получают на нескольких устройствах ввода изображения или от многих дизайнеров, клиентов или продавцов, которые вводят их, используя неподконтрольные методы и технологии.
> Изображения обрабатывают на нескольких мониторах разных изготовителей.
> Издания разнотипны и печатные формы изготавливаются по разным технологиям и на разном оборудовании, а печать тиража проводят на нескольких типах печатных машин или печатают на разных типах бумаги разными триадами красок.
  
 Система управления цветом не является панацеей для решения проблем допечатной подготовки изображений. Прежде всего, при печати большинства изображений следует подчеркивать их информационное содержание, а не бездумно добиваться совпадения входного и выходного цветов. Но, когда в производственном процессе участвуют много людей и устройств, система управления цветом может оказаться полезной и экономически очень выгодной.
 

Как предугадать цвет, как будет выглядеть цвет после печати?  

 
Эта тема очень сложна и вряд ли разрешима, но все-таки лучше обсудить ее. К сожалению, все усложняют практики, которые пытаются представить проблему проще, чем она есть на самом деле. Эти опасные люди говорят, что нужно калибровать все устройства и проблемы исчезнут, как по мановению волшебной палочки.
Истина же такова: калибровка полезна, но это, как уже было отмечено, не панацея от всех бед.
Несовершенные средства калибровки не могут заменить профессиональных навыков и куда в большей степени вызывают проблемы, нежели устраняют их. Эти средства могут помочь людям, не имеющим достаточных знаний о предмете того, что они делают. Для этих людей выигрыш от калибровки может перевесить неизбежную потерю производительности системы. Калибровка приводит к снижению скорости работы, частым фатальным сбоям в системе, к созданию условий для появления грубых ошибок и другим побочным эффектам.
   
Между понятиями «калибровка» и «повторяемость» существует колоссальное различие. Все по умалчиванию принимают, что результат печати следующей неделе будет точно таким же, как сегодня, если печать будет проведена на одной и той же машине с использованием такой же бумаги и красок.
К сожалению, определенные этапы производственного процесса изначально непредсказуемы.
Хуже всего то, что даже одна и та же модель печатной машины ведет себя по-разному в зависимости от степени износа, используемых материалов, скорости печати и даже от погоды и времени года (особенно это характерно для офсетной печати с увлажнением), не говоря уже о множестве других факторов, которые даже трудно выделить.
И, если так много типов печатных машин, и условия печати отличаются для разных полиграфических предприятий и даже разных дней, то, как же достичь желаемой повторяемости?
Этот непростой вопрос! Но в этой проблеме нет ничего нового. Процесс печати стал непредсказуемым задолго до появления цвета на экране компьютера, а полиграфия развивается и радует нас красивыми изданиями.
 

Основные проблемы печати

 
Печатные машины производятся в разном исполнении, отличаясь по размерам, конфигурации и стоимости. Однако у всех печатных машин есть нечто общее, и именно это позволяет решать большинство проблем калибровки и повторяемости.
Общее для всех машин - возможность контроля воспроизведения цвета независимо от содержимого цифровых файлов. Понятно, у печатника нет такого многообразия средств цветокоррекции, как у оператора системы допечатной обработки изображения. Печатные машины требуют относительно небольшой настройки, и печатник имеет хороший набор инструментов для ее выполнения, как на отдельных этапах, так и в течение всего процесса печатания тиража.
Когда готовые фотоформы сдают в печать на полиграфическое предприятие, сопровождая словами: «Напечатайте это по стандартам вашей типографии», можно гарантировать, что печатник А на печатной машине X и печатник Б на машине Y получат разные результаты. Это очень плохо, и не стоит что-либо печатать подобным образом.
Однако если печатник А напечатает работу первым, а затем отнесем качественный оттиск и те же самые фотоформы печатнику Б, то ему ничего не стоит получить точно такой же результат, настроив соответствующим образом печатную машину. Даже можно пойти и дальше. Второй печатник может улучшить качество оттиска не по сравнению с оригиналом, а по визуальному восприятию. Хотя условия эксплуатации в машине печатника Б отличаются от условий печатника А. Отсюда можно сделать лишь один, но существенный вывод: достаточно легко добиться того, чего хочет клиент и все, что для этого нужно это предоставить печатнику – образец в виде печатного оттиска.
   
Итак, наилучший способ достичь совпадения - иметь образец, уже отпечатанный где-либо с тех же фотоформ. И этот образец называется печатной пробой или оттиск пробной печати. (Хотелось бы подчеркнуть, не цветопроба, а однокрасочные (шкальные) и многокрасочные пробные оттиск.) И было бы идеальным вариантом делать пробу для каждой работы, как когда-то делали в типографиях. Однако такая проба полиграфическими средствами стоит дорого.
   
Более дешевая проба это разные виды цветопробы, которые изготавливаются не на пробопечатном станке и не на печатной машине. Представьте себе, что вы просите печатника воспроизвести цвета изображения, напечатанного на цветном сублимационном настольном принтере. Он бы никогда не стал этого делать, потому что принтер и печатная машина ведут себя неодинаково: цветные принтеры печатают цвета ярче (особенно синие и зеленые), чем печатная машина с красками СМУК. Печатник не может сделать невозможное. С другой стороны, печатные машины воспроизводят гораздо более тонкие цветовые оттенки, чем цветные принтеры. Печатные машины увеличивают размеры растровых элементов, а цветные принтеры - нет, или не до такой степени.
 

Пробные оттиски  

 
Естественно, иногда типографии отказываются принимать работу, если нет пробы или проба сделана формально. Работники типографии требуют, чтобы проба была сделана с максимальной имитацией печатной машины. Сегодня, в лучшем случае, это многослойная цветопроба, сделанная с готовых фотоформ с использованием процесса компенсации увеличения размера растровых элементов. Такие пробы часто и довольно-таки бесцеремонно называют хромалин, что не совсем точно, но фирменное название в России стало термином этого типа цветопробы.
Многие типографии принимают и цифровые пробы, хотя это далеко не оттиск пробной печати.
Таков процесс, изложенный достаточно упрощенно. Теперь рассмотрим его, обращая особое внимание на моменты, когда может быть полезна калибровка или, какая-то из систем управления цветом.
 

Печатная бумага и увеличение размера растровых элементов на оттиске 

   
Наряду с настроением печатника, переменной величиной печатного процесса является печатная бумага, на которой будет отпечатано изображение. Чтобы понять, насколько этот вопрос важен, сравните качество газетной печати, где обычно используется самая плохая бумага, с печатью на мелованной бумаге, на которой напечатана эта статья в журнале.
При печати на газетной бумаге воспроизводимый на оттиске диапазон цветов значительно меньше. Эта бумага желтовато-серого цвета, так что белый цвет не может быть таким белым, как хотелось бы. Как ни странно, но и черный цвет не получается достаточно черным: у газетной бумаги пористая структура и краска впитывается, тонет и насыщенность черного цвета падает. В пористой бумаге краска не только тонет, но и растекается по порам бумаги. Покрытие бумаги, на которой напечатана статья, препятствует этому. Мы видим больше черной краски, и, следовательно, более насыщенный черный цвет. Однако, увеличение размеров печатающих элементов на оттиске зависит не только от степени растекания краски, которое определяется покровным слоем бумаги и качества краски, но и за счет давления печати, которое необходимо для нормального проведения процесса офсетного способа печати.
   
Это явление - увеличение размеров печатающих элементов - происходит на любой печатной машине и на любой бумаге, правда, в разной степени. Очевидно, что это более свойственно низкокачественной бумаге. Увеличение печатающих элементов также зависит от скорости печатной машины, от марки и цвета печатной краски, от того, насколько хорошо офсетное полотно закреплено на цилиндре, от подачи краски, от влажности воздуха и еще от многих факторов.
   Вы будете абсолютно правы, если думаете, что увеличение размера печатающего элемента на оттиске невозможно точно предсказать. Вообще говоря, изображения, подготовленные для печати на мелованной бумаге, не годятся для печати на газетной бумаге.
 

Цветная печать  

   
В полиграфии в целом, возрастает тенденция к использованию цвета. Естественно, добавление цвета увеличивает момент непредсказуемости.
Также как черно-белая печать обходится без серой краски, так и в цветной печати нет никакой специальной технологии, позволяющей волшебным образом получить любой оттенок. Изображения воспроизводятся четырьмя красками в четырех отдельных секциях печатной машины. В полиграфии этими красками при триадной печати являются голубая, пурпурная, желтая и черная. Нет никакого строго регламентированного соглашения о порядке очередности печати разными красками, но порядок имеет значение. Некоторые печатники считают, что черная краска должна быть первой, так как ее меньше, чем других, и лист не будет таким влажным и липким при печати во второй секции. Другие печатники уверены, что первая, вторая и третья краски при прохождении через последующие секции обязательно загрязняют цвет, поэтому предпочитают печатать сначала желтой краской, а черной - в последнюю очередь. Эту ситуацию, как бы это грустно не звучало, образно можно определить одной фразой: у каждой пташки свои замашки.
 
И последняя, но немаловажная причина невозможности глобальной калибровки на стадии печати - различные секции одной и той же печатной машины дают разное увеличение печатающих элементов, если быть точным и не витать в облаках.
Как правило, максимальное увеличение печатающих элементов дает черная краска, а желтая - минимальное, но условия печати могут нарушить эту закономерность.
   
Наверное, необходимо сделать и еще один грустный вывод: процесс печати во многом является процессом вероятностным, и конечный результат имеет определенной доли неопределенности.
Тогда возникает вопрос, как дать печатнику что - то такое, на что он мог бы ориентироваться. Это не означает точного воспроизведения условий печати - это невозможно. Скорее всего, это пробный оттиск, но и он это всего лишь приближение к тому, что может напечатать печатная машина.
 

Пороговая чувствительность глаза при восприятии цвета  

  
Передача светлотного (светового) и цветового контраста во многом зависит от чувствительности глаза, которая непостоянна и способна изменяться под действием внешних и внутренних стимулов. Глаз реагирует не на всякое раздражение, а только на такое, которое достигло определенной величины. Эту минимальную разницу между двумя степенями яркости, которую способен замечать глаз, психологи называют порогом чувствительности. Для того чтобы заметить на практике и выразить затем, тончайшие изменения света и цвета, глаз наблюдателя должен обладать высокой чувствительностью, которая дается от природы и развивается в процессе обучения.
Пороговая чувствительность восприятия цвета и положена в основе определения цвета, предложенного известным физиком Шредингером (1920 г.). По Шредингеру, цвет есть свойство спектральных составов излучений определенного интервала видимого спектра, не различаемых человеком визуально.

 

 

Глаз в качестве арбитра  

 
Во многих вопросах наука о восприятии и измерении цвета является точной наукой. Спектрофотометры и другие приборы количественной оценка цвета очень точны. Кроме этого существует несколько математически обоснованных моделей, которые могут точно описать и передать почти любой цвет.
Наверно и Вам, как и мне, мой читатель, достаточно грустно - потратить так много энергии на изучение предмета, а потом обнаружить, что в реальной жизни и, в частности, в полиграфии, господствует доля неопределенности.
 
Процесс печати непредсказуем, но радетелей учета и программирования больше раздражает мысль о том, что индивидуальный подход и профессиональная интуиция является наилучшим способом сканирования и преобразования RGB в CMYK при обработке цветных изображений, изготовления печатных форм и процесса печати.
   
Давайте попытаемся вспомнить; был ли в нашей с вами практике случай, чтобы кто-то не воспринимал и отвергал цвет на основе чисел? Конечно, такого случая не было, ни у меня, ни у Вас! Числа это только способ представить цвет. При правильном использовании прибор может расширить возможности глаза. Глаз же - арбитр; инструмент, цель. И никто не может отрицать, что цвет - это визуальное представление того, что записывается иногда числами.
   
Итак, все, что мы должны сделать, - это максимально приблизить изображение к тому, что мог бы увидеть человек, а не фотокамера.
Основные аспекты, которые нужно учитывать, если мы принимает изложенные в статье проблемы это то, что: в темноте зрительная система человека адаптируется, и человек видит все более светлым, но фотокамера этого не может сделать.
 
> Если во внешнем освещении преобладает какой-то цвет, то фотокамера это увидит, а человек - нет.
> Если похожие цвета незначительно отличаются друг от друга, то человек увидит больше различий, чем есть на самом деле, а камера смешает их в общий фон.
> Зрительный аппарат человека резко снижает интенсивность отраженных вспышек света, но камера зафиксирует все блики там, где их увидит.
> При сосредоточении внимания на каком-то одном объекте его контрастность увеличивается, а контраст всех остальных объектов уменьшается, но для камеры все объекты равнозначны.
   
Конечно, можно изменить изображение, чтобы привести его в соответствие с человеческим восприятием, но это будет только не с помощью какого-то алгоритма калибровки.
 
И все мы люди, работающие в полиграфии, должны смотреть на каждое изображение оригинала, как на личного знакомого, со своим характером и особенностями. И калибровка, и система управления цветом, и пробные оттиски, все это необходимые, но вспомогательные атрибуты.
 
Правда одна: визуальное восприятие изображения на оттиске является высшая форма оценки качества преобразования изображения оригинала и синтеза его цвета на оттиске. 
У всех людей возможности творчества равны, просто люди используют свои возможности по-разному.
 


Полезная информация:
Похожие материалы :
Еще информация:

 
© 2015 Advert Printing Technology
Время работы сайта