InforPrint.ru. Рекламная полиграфия. Информационный технопортал.

> Home Статьи Полиграфия Аспекты эксплуатации и замены офсетных валов

Аспекты эксплуатации и замены офсетных валов

Статьи о технологиях и оборудовании

 

Не секрет, что на срок службы офсетных валов влияет сразу несколько факторов. Правильность их установки, своевременный уход, качество используемых красок, смывочных средств и даже водопроводной воды — все это очень важно для долгой и бесперебойной работы красочных валиков. К примеру, на листовых офсетных машинах, в зависимости от производительности, частоты смывок и профилактических работ, при работе с обычными красками, валики могут прослужить от полутора до 5 лет. При печати УФ-отверждаемыми красками или в смешанном режиме, срок службы валиков обычно ниже. На рулонных офсетных машинах валики могут прослужить от полутора до 3-х лет.

В этой статье мы попытаемся рассмотреть все аспекты эксплуатации и замены офсетных валов.

 

Как определить, "жив" ли еще вал?

 

 

 

Существуют несколько групп свойств, которые определяют работоспособность резиновых валиков – это физические, химические и эксплуатационные. К эксплуатационным параметрам относятся правильный перенос (раскат) краски и увлажняющего раствора, теплопроводность, сохранение геометрии валика в процессе эксплуатации. К химическим — химическая стойкость к используемым в полиграфии материалам (смывкам, увлажняющим растворам, краскам и т.д.). К физическим параметрам относятся износостойкость, упругость, необходимая шероховатость и др. Было бы замечательно, если бы мы могли сказать точный срок службы различных валиков. К сожалению, это практически невозможно, поскольку на длительность эксплуатации валиков влияет очень много параметров: это и условия эксплуатации, точность настройки валов и используемые краски, смывки и другая химия для полиграфии, тщательность ухода за валами и многие другие параметры.

 

Существуют показатели крайнего износа вала, но часто требуется замена вала гораздо раньше. И вот здесь не существует точных характеристик, по которым мы можем определить состояние резиновых валиков. Есть лишь косвенные: если визуально заметно ухудшается раскат и перенос краски, резиновое покрытие выглядит блестящим и остекленевшим и средства для глубокой очистки и растворения кальциевого налета при этом не помогают, произошло набухание или усадка резинового покрытия, изменился диаметр валика по длине, края валиков истертые, деформированные или разбухшие, поверхность валиков липкая на ощупь, твердость покрытия значительно выше или ниже, чем у новых валиков, то уже пора задуматься о смене валов.

 

 

Как ухаживать за валами, чтобы обеспечить их оптимальную эксплуатацию?


Итак, начиная разговор об уходе за валами, в первую очередь необходимо сказать об их упаковке. Новые или снятые на время с машины валики должны храниться в оригинальной упаковке с опорой на ось, без давления и какого-либо другого воздействия на резиновое покрытие. Упаковка защищает валики от пыли, света, УФ-излучения и озона. При хранении валики необходимо защищать от прямого солнечного света и влаги. Нельзя касаться поверхности валов острыми предметами и также нужно избегать ударов по резиновому покрытию.

Также важную роль играет водопроводная вода, которая часто не соответствует требованиям технологии печати из-за большого содержания солей (нитраты, сульфаты, хлориды, бикарбонаты) кальция, магния, натрия, железа, а также кислорода, водорода, окиси углерода и таких примесей, как водоросли, взвешенные частицы, бактерии. Эти компоненты могут вызвать ряд проблем. Например, растворенный в водопроводной воде кальций при эмульгировании воды в краску реагирует с жирными кислотами краски с образованием известкового мыла. Этот процесс, происходящий в красочном аппарате, приводит к отложениям на резиновых валиках, вызывая плохую передачу краски. Так как эти известковые отложения имеют острые грани, то одновременно происходит механическое истирание поверхности валиков, что приводит к ухудшению краскопередачи, а также к затвердеванию валиков, вызывая их преждевременную замену.

 

Значительная доля проблем с печатью может быть вызвана и просто неправильной регулировкой валиков. Чаще всего это случается из-за отсутствия нормальной инструкции и безграмотности печатников. Некоторые печатники, имеющие опыт настройки красочного и увлажняющего аппаратов, не утруждают себя изучением руководства по эксплуатации при смене в типографии печатной машины. Между тем у каждой машины своя схема красочного аппарата, и даже внешне похожие схемы могут сильно отличаться шириной контактных полос, дающих наилучший результат. Качество регулировки красочного аппарата существенно влияет на долговечность и эффективность работы валиков. Если какая-либо пара валиков слишком сильно прижата друг к другу, резина во время работы заметно нагревается. Известно, что при повышении температуры на 10 градусов химические реакции идут вдвое быстрее. Кстати, это относится и к процессам старения резины (увеличивается механический износ поверхности). Поэтому целесообразно не реже, чем раз в полгода, проверять и регулировать прижим валиков в красочном аппарате. Наиболее точный метод контроля — по отпечатку контактной полосы.

 

Суть методики следующая: наносим на чистые валики достаточное количество желтой краски (чтобы она заметно шипела во время вращения валиков) и равномерно раскатываем ее. Затем машину останавливают и, выждав примерно полминуты, медленно проворачивают так, чтобы стали видны темные полоски, образовавшиеся на валиках в местах контакта. Измерить ширину этих полосок можно прямо на валиках, однако удобнее перенести их на бумагу. Берем два небольших клочка мелованной бумаги и аккуратно, не смазывая, налепляем их на валик вблизи торцов. След полосы контакта отпечатается на бумаге.

 

Теперь можно измерить ее ширину линейкой и оценить равномерность давления вдоль валика. Конкретные значения ширины полос контакта должны быть указаны в руководстве по эксплуатации печатной машины. Как правило, для валиков диаметром 25-40 мм эта величина составляет 2,5-3 мм, для валиков диаметром 40-60 мм — 3-3,5 мм. Точно так же проверяется ширина полосы контакта между накатными валиками и формой. Обычно она должна быть на 0,5 мм больше, чем полоса между накатными и раскатными валиками. По полосе контакта сразу видны перекосы в установке валиков и бочкообразность, появляющаяся со временем под действием смывок и краски. Перекос валиков легко устраняется регулировкой. При наличии на оттиске «бочки» валик подлежит замене или перешлифовке. Перед установкой в машину новых валиков их диаметры следует замерить. Можно использовать обычный штангенциркуль. Точность +/- 0,1 мм достаточна.

 

Прежде, чем установить валики на машину, не забудьте проверить наличие на них меток. По мере работы валики изнашиваются неравномерно. Чтобы после каждой разборки красочного аппарата не приходилось заново регулировать валики, нужно всегда устанавливать их на те же места и с той же ориентацией. Обычно на шейках валиков выбиты цифры, соответствующие их номерам по схеме, а соответствие красочным секциям на многокрасочной машине показано цветными колечками или второй цифрой. Если маркировки нет, ее нужно нанести самостоятельно (например, сделать надпилы надфилем).

 

Надо, надо умываться по утрам и вечерам


Особую роль в жизни валиков играет своевременная и грамотная очистка.
Смывки, применяемые для повседневной очистки валиков, можно разделить на две группы.

 

Первая — это традиционные горючие смывки на основе нефтепродуктов. Они действуют на связующее вещество краски как растворители, делая ее достаточно жидкой для снятия с валиков резиновым ракелем.

 

Вторая группа, по словам Сергея Сергеева, получила распространение в последние годы — это так называемые водорастворимые смывки, содержащие поверхностно-активные вещества (ПАВ). Такие смывки имеют несколько серьезных преимуществ по сравнению с горючими: они экономичнее, смывают вместе с краской все водо-растворимые загрязнения и бумажную пыль, не имеют запаха, наконец, не горят. Однако следует точно соблюдать пропорции разбавления этих смывок, так как ПАВы весьма активны и могут разрушить связующие вещества поверхностных слоев резиновых валов. Конечно, использование менее концентрированных смывочных растворов потребует больше времени для смывки краски, но это окупится более длительным сроком эксплуатации валов.

 

Не менее важную роль играет периодическая очистка. Для еженедельной и ежемесячной очистки существуют всевозможные профилактические гели и пасты. Они прочищают микропоры на поверхности валиков, частично растворяют солевые отложения, поэтому с их помощью раз в месяц можно проводить плановую глубокую очистку валиков.
Но и этого недостаточно для того, чтобы валики в красочном аппарате служили вам долго и исправно. По словам специалистов, со временем на валиках красочного аппарата образуются отложения, которые не смываются обычными смывочными средствами. Валики покрываются глазурью, которая образуется из компонентов входящих в состав печатных красок, увлажняющего раствора, противоотмарочных порошков, запечатываемой бумаги. Из-за этих отложений происходит «оголение валиков», в результате чего краска не воспринимается поверхностью валика и снижается качество печати. Кроме того, из-за повышенной жесткости воды могут возникнуть карбонатные отложения в виде белого налета на красочных валиках. Белые кристаллы имеют острые окончания и повреждают поверхность валиков. В порах резины скапливаются и мельчайшие частицы краски, которые затвердевают и также осложняют процесс краскопередачи.

 

Для устранения такого рода проблем существуют средства, позволяющие сохранить свойства валиков и офсетной резины, продлить срок их службы. Такие смывки надо использовать систематически для профилактической чистки, чтобы избежать осложнений в печатном процессе, сохранить оборудование, а также при смене краски и других случаях, требующих срочной очистки валиков.

Обычные ошибки

 

Итак, срок службы валиков красочного аппарата зависит от того, насколько правильным и качественным будет уход за ними. К сожалению, многие пренебрегают общеизвестными правилами по уходу за валами, делая серьезные ошибки. Назовем основные из них. Самое главное, чего необходимо избегать — это использования сильнодействующих реагентов для удаления краски с валиков и стекловидного налета на поверхности валов. Использование ацетона, толуола, уайтспирита или керосина, а также паст для быстрой смены краски, содержащих абразивные компоненты, очень пагубно сказывается на состоянии валов. Используйте мягкие реагенты для удаления известкового налета, и это существенно продлит срок службы валов. Также частотной ошибкой является то, что некоторые печатники оставляют краску на валиках на ночь, чего делать категорически нельзя, даже если применяется противоокислительные аэрозоли. Еще один важный нюанс — если секция машины не задействована при печати (работает на «холостом» ходу), валики красочного аппарата нужно защищать с помощью специальной пасты. Распространенной ошибкой является и неправильное применение средства из-за отсутствия инструкции по его применению или следование тому же порядку применения, которое являлось правильным для подобного средства, но другой фирмы или наименования. Поэтому, прежде чем начать пользоваться смывочным средством, необходимо внимательно прочитать инструкцию. Некоторые средства смешиваются с водой в определенной пропорции в одной бутылке, другие не смешиваются или наносятся в определенной последовательности, или через определенный промежуток времени. Все это необходимо соблюдать, чтобы получить тот результат, который заложен фирмой-изготовителем.
И последнее, о чем хотелось бы сказать в этом разделе статьи — это об уходе за подшипниками. Как правило, резиновые валики образуют единый узел с подшипниками, поэтому большое значение имеет и контроль за состоянием последних (если быть точнее пары вал-подшипник), так как геометрия системы валов способствует продлению срока службы валов. Подшипникам следует уделять особое внимание, не допуская скопления вокруг них подтеков краски, ворсинок, избытка смазки. Все подшипники, даже герметичные, следует регулярно смазывать снаружи тонким слоем жидкого масла, оно не позволит краске присохнуть к металлическим поверхностям. Подшипники скольжения нужно смазывать не реже одного раза в неделю. Соблюдая все вышеобозначенные условия ухода за красочными валами, вы надолго забудете о необходимости их замены.

 

Подытоживая статью, хотелось бы резюмировать в нескольких фразах основные правила эксплуатации валов. Будет хорошо, если  их в виде "шпаргалки" получат люди, непосредственно работающие с печатной машиной в вашей типографии. Ваши валы будут служить гораздо дольше, если:

 

•монтаж валиков сделан в точном соответствии с требованиями производителя оборудования;

• установка зазоров между валиками произведена  в соответствии с техническими рекомендациями, для обеспечения хорошего взаимодействия поверхности валика с краской и увлажняющим раствором.
• не используется «сухой» прогон секции машины, т. к. это приводит к преждевременному разрушению поверхности валика и даже к ее выкрашиванию; в крайнем случае следует применять специальную пасту для защиты валов во время «холостого» прогона;
• применяются краски и лаки, соответствующих данным валикам и наоборот, для определенных красок и лаков машина оборудована валами с соответствующим покрытием;
• применяются вспомогательные средства, соответствующие покрытию валов;
• соблюдаются регулярные интервалы смывки и глубокой очистки валиков, своевременное снятие глазури с поверхности валиков;
•  «химия» применяется строго по инструкции производителя;
• при длительной остановке машины валики отставляются;
• обеспечены необходимые климатические условий печати (температура, влажность воздуха и др.)
• обеспечено правильное хранение валиков в том случае, если они не сразу будут устанавливаться в машину.

 

компания LIGUM


 

 


Похожие материалы :
Еще информация:

 
© 2015 Advert Printing Technology
Время работы сайта